Легенды и были Бутурлиновского края.

Легенды и были Бутурлиновского края.

С ЛЮБОВЬЮ К ПРОШЛОМУ

 Жизнь народа, его история нашли своё отражение не только в летописях, документах и книгах, но и в легендах, преданиях, сказаниях, сказках, народных песнях, фольклоре и так далее. В данном случае нас больше всего интересуют легенды, связанные с нашим краем. Как сказал один воронежский автор, легенды – это та же часть культуры, как и летописи. Разница лишь в том, что это не прямое отражение исторической действительности, а преломление её через народное сознание. Легенды – это наша неписанная история. Только благодаря им наше представление о прошлом сводятся не к сухим датам и летописным сводам, а наполнены живыми образами героев сказаний.
 Правильно и хорошо сказано. Иногда легенды тесно переплетаются с реальными событиями. Порой даже трудно отличить, где легенда, а где быль. Бывает, редкие события, не зафиксированные документами, превращаются в легенды. Такое могло бы произойти с Козловским чудом редкого природного явления, описанного в этой брошюре, если бы его не отразили историки и краеведы, учёные и живые свидетели.
 Легенды как вид произведений были популярны ещё в средневековой письменности. Термин «легенда» означал то, что должно быть прочитано. Впоследствии его значение расширилось.
 Выражаясь официальным языком, легенда – это прозаический, эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествующих о прошлом.
 Легенды – сложный жанр. Чаще всего эти сюжеты содержат один эпизод. Их форма свободная, темы и мотивы самые разнообразные. Они самобытны. В них отражены черты быта, традиции, обычаи русского народа, часть истории. В какой-то мере легенды являются произведениями искусства устного слова. Они производят большое впечатление, если их рассказывают хорошие мастера слова. В этом мне довелось убедиться, когда в Бутурлиновке слушали легенды о Кудеяре.
 В 60 – 70-х годах прошлого века я работал в редакции бутурлиновской районной газеты «Призыв» в качестве заведующего отделом сельского хозяйства. По долгу службы вместе с руководителями и специалистами районных служб мне довелось побывать во всех населённых пунктах района. В больших и малых. Бывая в крупном селе или маленьком посёлке, или хуторе, старался из разных источников узнать об истории населённого пункта, его традициях и обычаях. Не проходил и мимо легенд, которые рассказывали местные жители. Наиболее интересные из них записывал в блокнот. Со временем таких блокнотов собралось очень много за почти тридцатилетнюю работу в газете не только в Бутурлиновском, но и других районах.
 Недавно, просматривая эти блокноты, систематизировал их, выбрал из них интересное, на мой взгляд, и связанное с нашим районом. Некоторые легенды решил использовать в этой брошюре. Что касается былей, то они взяты из документальных источников. Их можно легко отличить от легенд, так как в них отмечены реальные события и лица, место действия. Легенды и были составляют в данном издании примерно относительное равенство в общем количестве. И те, и другие, как уже было сказано выше, представляют часть нашей культуры, нашей истории. К прошлому своего народа надо относиться с любовью, каким бы оно ни было.

А.Докучаев,
журналист-краевед.
г.Бутурлиновка

  

 

 

 

Легенды и были Бутурлиновского края. 

 ПИРАМИДЫ

 На  автотрассе Бутурлиновка – Нижний Кисляй стоит небольшой посёлок со странным названием – Пирамиды. Две шеренги домов, словно на параде, выстроились вдоль дороги, которая делит посёлок пополам. Как ни крути головой по сторонам, никаких пирамид тут заметить не удаётся. Тогда откуда же возникло необычное для наших мест название, тем более от египетских пирамид мы находимся очень далеко. На этот счёт существует две легенды, бытующие в народе, и обе связаны с делами ратными. Давно это было, когда в наших местах не было постоянного населения, а лишь маячили на Диком поле сторожевые посты, с вышек которых стражники предупреждали об опасности, да юрты охотников-промысловиков прятались в укромных потайных местах.
 Крымские татары, ведущие агрессивный образ жизни, часто делали набеги на русские земли. Они грабили и убивали людей, уводили их в плен, продавали на невольничьих рынках. Естественной преградой на пути неприятеля стояли речки, да могучий Шипов лес, куда враги боялись заходить. В лесу русские люди прятались от кочевников, делали в нём засады для внезапного нападения. Не раз случались схватки боевые русских воинов с татарскими завоевателями.
 Одно из таких сражений произошло на территории нашего современного района возле Рахмановской балки. Жаркой была сеча с обеих сторон. В этом сражении погибло много русских ратников, вставших на пути врага, чтобы не пропустить его в северные рязанские и московские земли.
 Погибших русских воинов похоронили в одной братской могиле, а для увековечения их памяти насыпали большой холм. Так делали ещё древние славяне, насыпая холм высотой до 15 метров. Подобным образом поступили и на этот раз с погибшими от татарских рук. Высокий холм был похож на пирамиду, были холмы и поменьше. Этот холм с оплывшими краями и теперь ещё можно увидеть недалеко от посёлка Пирамиды.
 Существует ещё одна легенда о Пирамидах. Будто бы в старину шли русские войска в дальний ратный поход. Остановились они на отдых в том самом месте, где находится сейчас посёлок, а тогда из края в край колыхалась широкая безлюдная степь. Рядом протекал ручей с чистой холодной водой, который существует и теперь. Он наполняет своей живительной влагой пруд за околицей поселения.
 На этой безлюдной местности, у родника, солдаты поставили свои ружья в «пирамиды». Их было очень много. Такое бывает не часто. Вот и отложились в памяти людской эти «пирамиды».
 Посёлок много лет входил в состав Карайчевского сельского совета, входит и сейчас. Многие посёлки этой территории, объявленные когда-то неперспективными, прекратили своё существование – Весёлый, Новая Деревня, Верхние Озерки, Репный, Благовещенский, Малая Рахмановка. На очереди Троицкий, Алексеевский, Большая Рахмановка. А Пирамиды, как и древние египетские пирамиды, живут. Во многом благодаря автотрассе, проходящей через посёлок. Отсюда можно без труда добраться и до районного, и до областного центра. Значит, дорога – это жизнь.
 Живёт посёлок, будоража умы людей, особенно гостей, своим странным и необычным названием, которое только легендами и можно объяснить. Другое дело с посёлком Комсомольский, что в километре от Пирамид. Тут всё ясно и понятно. Он отражает советскую эпоху.

 

Легенды и были Бутурлиновского края.

 ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

 Почти три века топтали нашу землю татаро-монгольские орды. На низкорослых косматых конях, с кривыми саблями в руках они без устали скакали по необъятным просторам России. Не раз дрожала русская земля от топота вражеской конницы, нагонявшей ужас на людей. Территория воронежского края долгое время входила в состав Золотой Орды. За время своего пребывания здесь кочевники оставили после себя не только названия рек и селений. Давно привычными стали татарские слова «собака», «топор», «базар» вместо древнеславянских «пёс», «секира», «рынок» и многих других.
 У границы Бутурлиновского района на месте Бобровского села Мечётки существовал в ту давнюю пору посёлок оседлых татаро-монгольских кочевников. Здесь же стояла мечеть. Внутри её кирпичные стены были обложены цветными изразцами. В мечети хоронили знатных кочевников, а всех остальных на мусульманском кладбище, расположенном неподалёку.
 В этот посёлок силой сгоняли из разных мест русских пленников. Здесь отбирали наиболее подходящих для продажи на невольничьих рынках. Расставание с родными местами было самое тяжёлое. А ещё древние кочевники оставили после себя разные легенды, которые передаются из века в век. Одна из них бытует в Прибитюжье до сих пор и повествует о несчастной, трагической любви двух молодых людей.
 Мелкий татарский дворянин, мурза по имени Бетеке, живущий в посёлке оседлых кочевников, крепко полюбил стройную красавицу с дикими раскосыми глазами по имени Усмань. Однако девушка равнодушно отнеслась к любовным порывам мурзы. Дочь степей безумно влюбилась в бедного слугу мурзы. Её пылкая душа тянулась именно к нему. Он отвечал ей взаимностью. Влюблённые тайно встречались на берегу речки и уже не мыслили своей жизни друг без друга. Строгий отец Усмани, узнав о тайных связях дочери с бедным слугой, запретил дочери встречаться с ним и велел забыть о нём. Однако девушка упорно стояла на своём. Она продолжала выражать свои горячие чувства только к бедному, но желанному слуге. Не хотела предавать взаимной любви.
 Когда никакие просьбы, уговоры и даже угрозы не помогли, отец Усмани в порыве гнева зарубил слугу. Пылкая и страстная девушка, узнав о смерти любимого человека, погрузилась в глубокий траур. Она не мыслила своей жизни без него. Белый свет померк в её тёмных глазах, а жизнь потеряла весь смысл. В отчаянии девушка бросилась в омут и утонула. Так трагически погибли два влюблённых сердца.
 Тосковал по красавице Усмани и татарский мурза Бетеке. Возможно, по его имени и назвали речку Битюг, на берегах которой разыгралась трагедия.
 Битюг – одна из самых крупных рек области, левый приток Дона. Триста лет по её берегам кочевали татаро-монгольские орды. После распада Золотой Орды на несколько ханств, пришёл в запустение и посёлок оседлых кочевников. Глинобитные стены домов от дождя, снега и ветра быстро разрушились. И лишь мавзолей, как мираж в пустыне, долгие годы одиноко стоял в голой степи, напоминая людям о древности мира, преданьях старины глубокой и легендах, похожих на быль.
 Невероятно, но факт: на месте бывшего мусульманского кладбища у села Красного в советское время, спустя столетия, возникло православное кладбище. Как тут не поверишь, что свято место пусто не бывает.

Легенды и были Бутурлиновского края.

 ЧУДО-РОДНИК

Если есть Нижний Кисляй, значит, по логике, должен быть и Верхний Кисляй. И он существует. Только теперь под другим названием – село Ливенка Павловского района. Находится село в верховьях речки Кисляй, ныне изрядно обмелевшей.
 На восточной окраине Нижнего Кисляя из меловой горы бьёт самый мощный в области карстовый родник. Объём извергаемой из недр земли воды составляет 250 кубометров в секунду. Родник настолько мощный, что сразу даёт начало маленькой речке Кисляй, впадающей в Битюг. Те, кому доводилось ехать из Бутурлиновки в Воронеж, то на окраине Нижнего Кисляя в неширокой пойме под мостом, могли видеть сверкающий в зарослях ручей.
 Карстовый родник существует с незапамятных времён. Его создала сама природа. Из него пили воду древние кочевые племена, обитавшие в этих краях. Вода обладает целебной силой. Это подтвердили специалисты, делавшие анализ воды.
 Наверняка, древние половцы пользовались родниковой водой. Они точно бывали здесь. Сотни лет на окраине Нижнего Кисляя, на возвышенном месте, стояла «каменная половецкая баба». Она находилась возле Саратовского почтового тракта, пролегавшего через территорию нынешнего Бутурлиновского района. Эту «бабу» часто видели проезжавшие мимо ямщики на почтовых тройках. Она, как часовой, как регулировщик, стояла здесь в одиночестве, пока в советское время её не отправили в областной краеведческий музей. Видимо, не случайно «баба» стояла недалеко от родника.
 Кочевники не просто так ставили каменные изваяния. Для них это имело глубокий, только им понятный смысл и значение. Во время кочевий в холодное время года с севера на юг и в тёплое, наоборот, с юга на север половцы делали остановку у «каменных баб», какие тогда были разбросаны по всей воронежской части русских земель. Кочевники совершали возле каменных изваяний ритуальный обряд, оставляли возле них различные подарки. Видимо, для того, чтобы умилостивить своих богов.
 Позже недалеко от этих мест, возле села Мечётки, был образован редкий по тем временам посёлок оседлых татар. Был здесь мавзолей, в котором хоронили усопших из знатных родов Золотой Орды. Обитатели степного посёлка, наверняка, знали о существовании нижнекисляйского родника с прекрасной водой. Ведь до него было полчаса езды на коне. Можно не только самим вдоволь напиться живой воды, но и набрать её с собой.
 Местные жители не раз задумывались над вопросом: откуда взялся родник, где он берёт силы, чтобы веками выталкивать из недр такие потоки воды. Один местный краевед высказал предположение, а, возможно, и утверждение, что между Нижним Кисляем и селом Мечёткой, которые расположены по соседству, находится большое подземное озеро. Оно своей массой создаёт давление, и вода через карстовые трещины устремляется на поверхность.
 Уже много лет карстовый родник у Нижнего Кисляя Бутурлиновского района является гидрологическим памятником Воронежской области, охраняемым законом. Полную разгадку уникального родника могут сделать лишь специалисты данного профиля.

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2020 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх