Легенды и были Бутурлиновского края.

ВСЕГО ЛИШЬ ЛЕГЕНДА

Широкой полосой жилых массивов выстроились вдоль реки Осереди старинные русские сёла Гвазда, Клёповка, Пузево, Чернавка. Они идут друг за другом и порой трудно различить, где заканчивается одно и начинается другое поселение. Словно горох, рассыпались они по левому берегу реки, повторяя её изгибы. Все сёла древние. Их примерно в первой половине XVIII века основали крестьяне-однодворцы.
 В наших краях бытует легенда о том, что названия сёл связаны со временами Петра I, когда на Павловской верфи велось строительство кораблей для петровского флота. Будто бы в Гвазде корабли гвоздили, в Клёповке – клепали, в Пузеве – делали пузо (днище), В Чернавке – чернили.
 На первый взгляд складно получается и вроде бы логично. Однако возникает наивный вопрос: если строительство кораблей проходило здесь полный цикл  вплоть до их покраски, то зачем тогда нужна была верфь в Павловске?
 На самом деле это совсем не так. Возьмём Гвазду. Урочище Гвазда упоминается в документах 1680 годов. Само слово «гвазда» означает «грязь», «топкое место». Позже здесь возникло село с тем же названием.
 Подобная история и с селом Пузевым. В 1685 году в этих местах побывала военно-топографическая экспедиция Ивана Жолобова. Она обнаружила здесь юрт под названием Пузо. В нём временно жили охотники-промысловики, делавшие запасы продовольствия на зиму, Евдоким и Лукьян Тарасовы. Урочище, а затем юрт-село названы так по особенностям рельефа местности: взгорок, выпуклое место (пузо).
 Расположенное рядом у Шипова леса село Чернавка основано однодворцами города Чернавска (ныне село Чернава Липецкой области). В 1725 году переселенцы назвали новое село именем своей прежней родины, как бы в память о ней.
 Село Клёповка также основано однодворцами. Люди начали селиться в этих местах в 1686 году. Происхождение названия села пока не выяснено.
 Таким образом, легенда о том, что Пётр I поселил в этих местах корабельных дел мастеров-клепальщиков, гвоздильщиков, смольщиков днища (пуза) кораблей, не верна. Названия Гвазда и Пузево, как видно, были ещё до Петра I, а верфь в Павловске была основана в 1709 году.
 Надо сказать, что в России многие названия пытаются связать с именем Петра I, хотя он к этому не имеет никакого отношения, и никогда не бывал в тех местах. Отдельные бутурлиновцы и сейчас считают, что одна из главных улиц в городе – Петровская названа в честь царя. Одно время и вся слобода носила второе название  – Петровское. На самом деле и улица, и слобода были названы в честь второго владельца вотчины – Петра Александровича Бутурлина, – сына основателя Бутурлиновки. Об этом лишний раз говорит тот факт, что после смерти Петра Александровича второе название Бутурлиновки исчезло. Всё отмеченное выше происходит из желания идеализировать имя Петра I в ущерб истине.
 Все названные сёла стоят у Шипова леса, который Пётр Великий посетил в 1709 году и назвал его «золотым кустом государства Российского», «магазином корабельных строений». И это уже не легенда, а достоверный исторический факт.

ЗНАКОВАЯ ПТИЦА

 Большое русское село Клёповку основали однодворцы из северных губерний России в 1740 году. Оно росло быстро. В 1918 году здесь проживали более шести тысяч человек.

            В дореволюционный период в селе активно занимались гончарным делом. Это связано было не только с наличием поблизости залежей качественной глины, но и традициями, которые принесли сюда предки. В 1900 году в селе насчитывались 26 гончарных заводов кустарного типа. На них керамисты лепили кувшины, черепушки, различные статуэтки, фигурки зверей, чаще всего льва. В соседнем селе Пузеве в первые годы советского периода существовала артель «Красный гончар», а в ней цех керамической игрушки.

            Клёповские гончарных дел мастера, обладавшие художественным вкусом, делали росписи на своих изделиях. Некоторые росписи представляют собой настоящие произведения искусства и таят в себе загадку, расшифровав которую, можно узнать об исторических корнях села, путях миграции населения, культурных традициях, пристрастиях.

            На многих расписанных блюдах можно встретить изображение птицы скопы. Это хищная птица семейства ястребиных. Она распространена довольно широко, обитает возле водоемов, питается главным образом рыбой. Оказалось, что изображение этой птицы несёт на себе герб города Скопин (ныне Рязанской области). Видимо, эта птица в больших количествах обитала там. Жители Скопина также занимались росписями блюд, изображая на них скопу. В советское время в этом городе долгое время существовала, а может, есть и сейчас, фабрика художественных гончарных изделий.

            Отсюда напрашивается вывод, что часть жителей Скопина переселилась в Клёповку, и продолжила здесь свои традиции по художественной росписи гончарных изделий, а птица скопа стала связующим звеном поколений. Она как бы на своих крыльях перенесла память о своей прежней родине. Этот факт говорит о том, откуда шло переселение в наши края. Переселенцы были не только из этого города, но и из других мест нашей страны.

            Клёповцы увлекались и другим видом народного промысла – это набойки по ткани, в чём тоже достигли неплохого мастерства. Одна из набоек по ткани, выполненная Николаем Тимофеевичем Пономарёвым, как произведение искусства, была взята на хранение в Воронежский краеведческий музей.

            Ещё дальше в этом направлении пошёл его внук Пётр Денисович Пономарёв (1918 – 1997). Достаточно перечислить его титулы, чтобы понять всю значимость сделанного им.

            Уроженец Клёповки Пётр Денисович Пономарёв – известный в области художник декоративно-прикладного жанра, коллекционер произведений народного творчества, пропагандист художественных ремёсел и народных промыслов, член союза художников с 1961 года, заслуженный работник культуры РСФСР с 1980 года, почётный гражданин Воронежа. Он автор книги «Народный костюм Воронежской губернии», вышедшей в печати в 1994 году.

            Свои изделия клёповские гончарных дел мастера и изделий из ткани делали и для себя, и на продажу. От удачно выполненного изделия они испытывали не только удовлетворение, но и эстетическое наслаждение.

БОЖЬЯ КАРА

 Было это в моём раннем детстве. Помню свою старенькую набожную бабушку Марью. Просыпаясь рано утром или ложась поздно вечером спать, она подходила к иконе и, крестясь, шептала какие-то молитвы. А когда надо было попросить у Бога защиты, она становилась перед иконой на колени и неистово молилась.
 Проявляя богобоязненность, часто говорила мне:
 – Ты, внучёк, не богохульствуй, не сквернословь, не говори непотребные слова, а то Боженька язык отрежет. Бога никогда не хули.
 – А откуда он узнает, что я делаю? – спрашиваю бабушку.
 – Он знает не только о делах твоих, но и о чём ты думаешь, – отвечала она.
 – Как же он обо всех всё может знать? – недоумевал я.
 – На то он и всевышний, чтобы обо всех всё знать.
 И эта мысль держала меня в рамках, не давала повода для дурных поступков.
 А ещё бабушка Марья любила рассказывать легенду о божьей каре за богохульство. Она не раз повторяла мне её. Случилось это в каком-то городе. В одном доме молодые люди собрались на вечеринку. Пили, ели, пели песни, танцевали, пускались в пляс. Было весело всем и шумно. Некоторые парни и девушки начали дурачиться, показывать комические номера. После очередной порции вина и водки снова начали танцевать парами. Одна девушка оказалась без партнёра и почувствовала себя обделенной вниманием. Не подумав, взяла из святого угла в соседней комнате икону Николая Угодника и начала с ней танцевать будто с партнёром. Она виляла бёдрами, делала разные выкрутасы. Когда танцы закончились и пары сели на места, девушка вышла с иконой в центр круга и пустилась в разухабистый пляс. И тут после очередного выкрутаса девушка вдруг окаменела. Она превратилась в каменную статую. Все ужаснулись от увиденного и стали быстро разбегаться по домам.
 – Это Бог наказал её за богохульство, – заключила бабушка, – нельзя так грешно с иконой обращаться.
 – А Ленин говорил, что Бога нет. Так нам в школе учителя рассказывали, – говорю я.
 Бабушка недовольно хмыкнула носом, понизила голос, прижала палец к губам и тихо сказала:
 – Ваш Ленин – антихрист. За хулу его Бог и наказал. И за порушенные храмы тоже. И за муки священников.
 Она ещё больше понизила голос, почти шёпотом, пугливо озираясь по сторонам, сказала:
 – Ты знаешь, в каких муках этот антихрист умирал, а под конец своей жизни умом тронулся. Ты, внучёк, об этом никому не говори, а то нас власти наказать могут. Он для них, как живой Бог.

 

СЕЛЬСКИЕ ПРЕДАНИЯ

 В ту давнюю пору, когда на Руси правил царь, а мой прадед под стол пешком ходил, люди были богобоязненные и суеверные, пугались всякой нечисти. А разговоров о ней на сельских посиделках было много. Женщины не без страха судачили о колдунах и ворожеях, ведьмах и перемётках, домовых и леших, блаженных и юродивых, дьяволах и бесноватых. Бабы рассказывали случаи один ужаснее другого, словно соревновались в разных страшилках. Иногда приводили конкретные примеры о встречах с нечистой силой, после чего одному страшно было оставаться ночью в доме.
 Отголоски этих преданий и теперь ещё можно услышать от людей старшего поколения, которые они запомнили в раннем детстве. Вот уроженка Козловки пенсионерка Г.В.Попова на полном серьезе рассказывала такой случай. Жила по соседству с ними перемётка (та, что перевоплощается) по имени Марфа. Она могла перевоплотиться по своему желанию в собаку, свинью, кошку, лошадь. В селе говорили, что она связана с нечистой силой.
 Приводили такой пример. Один парень поздно ночью возвращался домой со свидания. За ним следом увязалась свинья, подозрительная на вид. Она так агрессивно вела себя, что парню пришлось достать из кармана шило и истыкать свинье морду. Через несколько дней соседи увидели у Марфы испещрённое уколами лицо.
 Говорят, что колдуны, ведьмы и им подобная нечисть умирают мучительно и долго. Но есть приём быстрого окончания мучений. Так было и с Марфой. Очень трудно уходила она из жизни. Старуха просила отодвинуть из угла кровать, на которой лежала, и выломать в потолке доски. Когда это сделали, Марфа испустила дух.
 Козловские бабы на посиделках рассказывали, мужики чаще всего слушали, самые невероятные истории: за кем-то странная собака всю ночь бегала, кого-то конь преследовал, при этом издавая необычное ржание, у кого-то на пороге нашли прядь волос, явно колдовскую. Кому-то в полночь чёрная кошка с необычными глазами в окно заглядывала и странно мяукала. Деда Лопуха по его собственному признанию черти увели аж под самую Анновку. Всю ночь два косматых чёрта вели его под руки через поле. Как только начало светать, они исчезли.
 Колдуны и ведьмы, считали селяне, могли напустить порчу на человека, а то и на весь род, отнять у коровы молоко, вселить беса в человека,  отсушить, присушить, разрушить семейное счастье. Люди боялись колдунов и ведьм, обходили стороной дома, где они жили. А встреча с ними на сельской улице приводила в жуткий трепет. Считалось, что никогда не надо смотреть им в глаза и разговаривать с ними. В борьбе со всей этой нечистью считалось действенным лишь одно средство – это молитва, посещение храма, где просить Бога о защите и покровительстве.
 Прошли годы. Многое изменилось в нашей жизни, разгадано немало тайн. И всё же многое пока остаётся необъяснимым, и это порождает мистику. Вот почему время от времени люди обращают свои взоры в сторону телепатов, прорицателей, экстрасенсов, астрологов и других сил.
 Четыреста лет существует в России Орден колдунов. Есть в нём представители и от Воронежской области. В последнее время Орден активизировал свою деятельность, но на другой основе. Перед колдунами ставится задача иметь медицинское образование. Нести в себе не разрушительную, а созидательную силу.

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2021 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх