Легенды и были Бутурлиновского края.
ЯМКИ
Было мне лет десять. В школьные каникулы надоело мне однообразие в маленьком посёлке. Хотелось в эти летние дни увидеть что-то новое. Увязался я с отцом съездить в лес за дровами. Он согласился взять меня. И вот мы на лошади по кличке Персик едем в сторону Шипова леса, до которого около десяти километров. Я с интересом смотрел на поля, луга, лесополосы, деревни. Проехали Карайчевку, Пирамиды, Комсомольский (бывшее Поддубное). И вот на нашем пути тёмно-зелёной стеной встал вековой Шипов лес. На опушке стояли кряжистые дубы с разлапистыми кронами.
Мы подъехали к Бочарову кордону. Возле длинного бревенчатого дома на низенькой скамейке сидел старик с белой пушистой бородой, похожей на облако. Отец сходил к леснику, договорился обо всём, и, подойдя к старику, сказал:
– Дядь Вась, присмотри за моим мальцом, а я поеду наберу дровишек.
– Не беспокойся, Григорич, – ответил старик, – Всё в порядке будет. Мы тут с ним погутарим.
Я понял, что они знают друг друга, сел на скамейку и стал с любопытством вглядываться в лесную чащу.
– Первый раз в лесу? – спросил старик.
– Ага, – коротко ответил я, – Как здорово тут!
Старик стал расспрашивать, как зовут меня, где и как учусь, как провожу летние каникулы. Мне неохота было говорить об этом, и я решил переменить тему разговора.
– Отец говорил, что у кордона есть два посёлка – Рахмановка и Ямки. Интересно, почему Ямки так называются?
Собеседник задумался, глядя на вековой дуб, ствол которого бороздили глубокие морщины, словно сравнивал свой возраст с возрастом дерева.
– Если хочешь, – начал старик после некоторого молчания, – то расскажу, слушай и запоминай. Может, когда-нибудь пригодится.
– Не знаю, правда это или нет, но предания в народе давно ходят о названии. Я от своего деда слышал, мой дед от своего, и так из поколения в поколение передаётся легенда или быль – трудно сказать.
Собеседник передохнул, погладил рукой бороду и продолжил:
– Ты, внучок, может слышал, что наши места в древности назывались Диким полем. Пустым оно было. Одни кочевники шастали по степям, воевали друг с другом. Больше всего нападали на русские города и сёла. Московские и рязанские ратники иногда давали врагам отпор, если со сторожевых постов наших людей вовремя предупредят, и есть время подготовиться к бою.
Старик, сделав небольшую паузу, продолжал:
– Однажды русские ратники гнали татарву до самого Хопра. Тяжело было неприятелю бежать с награбленным добром. Взяли и закопали они ценности на опушке Шипова леса в наших местах. Потом царь Пётр Великий угомонил татарву. Он поставил на их пути мощную крепость. С тех пор стали селиться в наших местах люди на свободных землях. А молва о зарытом кладе, как перекати-поле катилась по степи, будоража людей. Взяли они лопаты и начали искать клады. Много накопали тут больших и малых ям.
– Ну и нашли что-нибудь? – не выдержал я.
– А кто его знает, – спокойно ответил собеседник, – Может, кто и нашёл, разве признаются в этом. Копали ведь днём и ночью, таясь друг от друга. Со временем ямы заровняли, они заросли травой. На этом месте обосновали посёлок, какой назвали – Ямки. Сейчас там тоже есть лесной кордон.
Старик снова немного помолчал, откашлялся, закончил:
– Был тот клад или нет, сказать трудно. Всякое возможно.
Вскоре из-за поворота лесной дороги показался отец на повозке с дровами. Он подъехал к нам, посидел немного на скамейке, отдохнул, и мы тронулись в обратный путь. Я долго смотрел в сторону маленького посёлка Ямки, прижатого к Шиповому лесу.
...Прошли годы. Исчез посёлок с карты района, как и многие другие мелкие населённые пункты.