Бутурлиновские церкви

Историческое повествование. А.Т. Докучаев

Бутурлиновские церкви.

ПРЕДИСЛОВИЕ 

Христианство - одна из трёх главных мировых религий. В процессе своего развития оно распалось на три основные ветви: католицизм, протестантизм и православие. В свою оче­редь православие делится на 15 автокефальных (самостоя­тельных) церквей, расположенных по всему миру. В их чис­ле русская православная церковь, в которой существует много различных течений.

За долгую историю у нашей церкви было немало трагичес­ких страниц. Особенно трудными оказались для священников и верующих первые десятилетия советского периода, когда во­инствующий атеизм был возведён в ранг государственной по­литики. Как утверждают церковники, атеизм оставил после себя бездуховность и безнравственность. Это можно подкрепить мыслью Ф.Достоевского: раз Бога нет. то всё позволено.

Особенно трагическими оказались для русского правосла­вия 20е - ЗОе годы XX века, когда на церковь велись гонения: священников арестовывали, сажали в тюрьмы, расстреливали, храмы грабили и разрушали. Например, в Бутурлиновском рай­оне уцелело менее десятой части храмов, и то внутреннее уб­ранство их было разграблено.

Несмотря на гонения и репрессии, советским властям так и не удалось полностью покончить с православной верой. Многие наши соотечественники стойко выдержали испытания огнём и мечом. В их числе протоиерей Александр Архангельский, слу­живший в Бутурлиновке в Успенской церкви. В 1930 году он был арестован и после допросов не отрёкся от веры, потому и был расстрелян. Священномученик был причислен клику святых.

Позитивные перемены в русской православной церкви про­изошли в 90х годах прошлого века, когда КПСС перестала быть «руководящей и направляющей силой общества», а советская власть прекратила своё существование. В обновлённой России.

власти стали лояльно относиться к церкви, а религия переста­ла быть «опиумом для народа». Российские власти стали со­здавать благоприятные условия для деятельности церквей: куль­товые здания вернули епархиям, началось строительство но­вых храмов, открылись духовные семинарии и т.д.

Такие позитивные изменения можно наблюдать и в Бутурлиновском районе. Возобновились богослужений в Преображенс­ком соборе и в церкви в Нижнем Кисляе, открыт храм в Клёповке, вдет реставрация полуразрушенных церквей. При некоторых цер­квах действуют детские воскресные школы, паломники соверша­ют поездки по святым местам. Верующие воспряли духом.

Эта брошюра посвящена непростой истории бутурлиновских церквей и их пастырям, мученикам за веру. Подобное издание у нас предпринимается впервые. Использовались различные ис­точники. Для описания внешнего облика церквей, например, я опирался на факты из книга Кригер Л., Чесноков Г. «Архитекту­ра исторических городов Воронежском области», а также «Ма­териалы свода памятников истории и культуры РФ. Воронежс­кая область».

Использовал периодическую печать, специальную литера­туру, "Православную энциклопедию", архивные и музейные ма­териалы, воспоминания старожилое района и другие источни­ки. Помощь в подготовке материалов оказал наш земляк, про­фессор Воронежского госуниверситета А.Н.Акиньшин. Осно­ву брошюры составляет расширенная и дополненная глава из книги по истории района, которая подготовлена мною к печа­ти, но издание которой из-за отсутствия финансовых средств откладывается на неопределённый срок. Возможно, навсегда.

А.Докучаев. Журналист-краевед.

 

На протяжении веков церковь в России являлась центром духовного и нравственного воспитания и просвещения людей. Большинство из них были верующие. «Без Бога ни до порога» - говорили наши предки. Вот почему, как только подданные Бутурлина освоились на новом месте, люди сразу начали стро­ить церкви. Сначала некоторые из них были деревянные, поз­же - каменные. Первая из них деревянная Преображенская цер­ковь. Священники считались самыми грамотными людьми на селе. Они были первыми краеведами и летописцами.

 

В 1775 году на улицах Красной и Широкой (ныне Ленина) были построены деревянные приходские церкви - Успения и Воскресения. Они были поставлены с запада и с востока от соборной церкви примерно на одинаковом расстоянии - око­ло 1300 метров. В 1809 году на площади слободы строится каменная Преображенская церковь, а десять лет спустя на ули­це Красной при её пересечении с нынешним переулком Крас­ноармейским - каменная Успенская церковь.

 

Во второй четверти XIX века в Бутурлиновке возводят ещё несколько церквей: на улице Широкой -деревянная Покров­ская церковь, в Заречном у дороги на Новохопёрск - деревян­ная церковь Феодосия Печерского. В 1844 году в том же селе у дороги на Козловку закончено строительство кирпичной Крестовоздвиженской церкви. Она считалась одной из пер­вых в Воронежской губернии, построенная с использованием традиций русской архитектуры. Церковь сохранилась до на­ших дней, но требует реставрации.

 

В 1882 году по проекту архитектора Дмитрия Валериа-новича Знобишина, уроженца города Омска, на пересече­нии нынешних улиц Комсомольской и Подгорной была по­строена краснокирпичная Феодосиевская церковь, с при­делом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Часть этой

 

церкви сохранилась до сих пор, как и бывшая школа при ней, где теперь расположены квартиры. Кстати, по проекту этого же архитектора построена Архангельская церковь в селе Гвазде, а всего по области 45 церквей, из которых 34 каменные. Надо сказать, что первый проект Феодосиевкой церкви был выполнен И.Тихомировым в 1862 г. Но он не был реализован. Не осуществился и проект В.Егорова за 1863 год по строительству в Бутурлиновке каменной церк­ви Косьмы и Дамиана.

 

В 1871 году на улице Широкой построено кирпичное зда­ние церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Во всей Воро­нежской области это сейчас один из самых крупных храмов. По мнению специалистов, Покровская церковь обладает хо­рошими пропорциями и стройностью силуэта. В 1880 году воронежский архитектор В.Ф. Геккель обследовал церковь с целью исправления повреждений.

Сразу трудно заметить, но все храмы слободы располага­лись на одинаковом расстоянии от Преображенского собора, образуя два радиуса. Первый радиус включал в себя Успенс­кую, Воскресенскую и Крестовоздвиженскую церкви. Второй, чуть более отдалённый радиус, включал Феодосиевскую, По­кровскую и начавшую строиться при выезде на Павловск цер­ковь Успенского прихода.

 

Странно, но факт: строительство церквей в Бутурлиновке велось даже тогда, когда в стране начались гонения на духо­венство, а религия стала «опиумом для народа». В одном из отчётов, присланных в Воронеж в 1922 году, говорится: «При Успенском приходе имеется три храма: один старый, разваливающийся, где сейчас происходят с трудом богослу­жения, другой - неразрывно рядом находящийся, ещё не от­деланный, и для молельных целей не приготовленный; тре­тий расположен на выгоне, около Шереметьевского кладби­ща, тоже ещё строится и не доведён до крыши». Старожилы рассказывали, что позже церковь не только не достроили, но через некоторое время развалили то. что было здесь возведено.

Храмы в дореволюционный, досоветский период

 Храмы в дореволюционный, досоветский период были не только центром духовного, но и эстетического воспитания лю­дей. Почти при каждом из них существовали церковные хоры. Большой популярностью во всей округе пользовался в начале XX века церковный хор при Успенском храме в селе Козлов­ке. Певческое искусство здесь передавалось из поколения в поколение. Младшие сменяли старших. Уже в советское вре­мя церковный хор явился основным ядром для создания Коз­ловского русского народного хора, который на протяжении десятилетий радует своим певческим мастерством. Хор не раз выступал в Воронеже, Москве, других городах, имеет несколь­ко наград. Козловский хор и сейчас один из лучших в районе.

В дореволюционный период во всём Бобровском уезде сла­вился хор при Вознесенской церкви села Озерки. И это происхо­дило благодаря тому, что хором умело руководил уроженец Озе­ро к регент Андриан Иванович Мачнев. Обладая хорошими му­зыкально-слуховыми данными, он знал толк в духовной песне.

В советский период в закрытых или разрушенных храмах прекратили своё существование церковные хоры. Надолго пре­рвалось звучание духовных песен. И только в период пере­стройки 90-х годов XX века они вновь стали возрождаться. Духовные песни зазвучали не только под сводами бутурли-новских храмов, но и в детских воскресных школах, создан­ных при церквах. Таким образом, в православии восстанав­ливается прерванная связь поколений.

Перед Октябрьской революцией 193 7 года в Бутурлиновке действовали шесть православных церквей, а всего в районе в его нынешних границах их насчитывалось 30. Каждое круп­ное село имело храм, некоторые даже не один. Например, в Козловке их было три, В Гвазде, Васильевке. Великоархангельском - по два. Основное количество церквей в районе по­строено во второй половине XIX века. В конце XVIII века по­строены в Гвазде (Архангельская) и в Пузеве (Покровская).

Русский народ поголовно был верующим. Даже в начале 20-х годов XX века в Бобровском уезде, куда входил Бутурли-новский район, из 383833 человек его населяющих 312430 счи­тались православными верующими. Имелась совсем незна­чительная часть верующих других конфессий - баптисты, фёдоровцы, старообрядцы, молокане, иеговисты. В селе Колодеевке жила группа староверов, имелась небольшая церквуш­ка, В старое время наши предки ходили на богомолье в Киево-Печерскую лавру и даже в Иерусалим.

После установления советской власти на церковь начина­ются гонения. Она рассматривается новой властью, как «опи­ум для народа». Повод для решительного наступления на цер­ковь подвернулся быстро: в 1921 - 1922 годах в России разра­зился страшный голод, особенно в Поволжье. Необходимы были средства для закупки продовольствия. Патриарх Тихон и Священный Синод выразили желание участвовать в борьбе с голодом. В своём воззвании к верующим и всем гражданам России патриарх, в частности, сказал:

«Мы допустили ввиду тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освящённых и не имеющих богослужебного употребление... но мы не можем одобрить изъятие из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами «Вселенс­кой церкви» и карается как святотатство».

 

 Вождь революции В.И. Ленин расценил воззвание патри­арха как призыв к организованному сопротивлению церкви решениям советских властей. Ленин сам лично решил сфор­мулировать программу наступления на церковь, которую он высказал в закрытом письме Политбюро. С одобрения Ленина и предварительного утверждения Политбюро партии ВЦИК 23 февраля 1922 года издал декрет о насильственном изъятии из российских церквей всех ценностей. Декрет был опубли­кован в газетах без ссылки, что он одобрен Политбюро партии.

 

С этого времени начинается вакханалия. Беззаконие было введено в государственный принцип. На места пошли разъяснения и разного рода инструкции. Партийные акти­висты, ГПУ, специально создаваемые отряды, как пишет историк Д.А. Волкогонов в своей книге «Ленин», врыва­лись в храмы, зачитывали декрет ВЦИК - требовали доб­ровольной сдачи всех ценностей. Служители культа гото­вы были отдать всё, за исключением священных атрибутов церкви. Местные безбожники, отстранив священников, а часто и арестовывая их, собственными силами проводили «полные» конфискации. То был форменный неприкрытый грабёж, в котором широкое участие принимали и деклас­сированные элементы. В 1918 году Совнарком принял по­становление «О набатном звоне». Нарушающие его привле­кались к ревтрибуналу.

 

Дальше - больше. С церквей снимали колокола, на клад­бищах - металлические кресты и ограды, надгробные пли­ты. Доводился даже план по сдаче государству колокольной меди, которая затем использовалась в промышленности. По отчёту, из Преображенского собора было изъято более 75 фунтов серебра, из Успенской - 30 фунтов, из Покровской -6. из Воскресенской - 2 фунта серебра. Это только по офи­циальному отчёту, а сколько ещё разграблено. От огромного богатства, изъятого из церквей, на нужды голодающим ушла лишь часть. Остальное шло на помощь государствам для совершения мировой революции, содержание растущей со­ветской, партийной номенклатуры. Много ценностей расхи­щалось не чистыми на руку людьми и просто уголовниками.

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2020 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх