Бутурлиновские церкви
Историческое повествование. А.Т. Докучаев
Преображенский собор, и другие церкви в Бутурлиновке
Бутурлиновские церкви.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Христианство - одна из трёх главных мировых религий. В процессе своего развития оно распалось на три основные ветви: католицизм, протестантизм и православие. В свою очередь православие делится на 15 автокефальных (самостоятельных) церквей, расположенных по всему миру. В их числе русская православная церковь, в которой существует много различных течений.
За долгую историю у нашей церкви было немало трагических страниц. Особенно трудными оказались для священников и верующих первые десятилетия советского периода, когда воинствующий атеизм был возведён в ранг государственной политики. Как утверждают церковники, атеизм оставил после себя бездуховность и безнравственность. Это можно подкрепить мыслью Ф.Достоевского: раз Бога нет. то всё позволено.
Особенно трагическими оказались для русского православия 20е - ЗОе годы XX века, когда на церковь велись гонения: священников арестовывали, сажали в тюрьмы, расстреливали, храмы грабили и разрушали. Например, в Бутурлиновском районе уцелело менее десятой части храмов, и то внутреннее убранство их было разграблено.
Несмотря на гонения и репрессии, советским властям так и не удалось полностью покончить с православной верой. Многие наши соотечественники стойко выдержали испытания огнём и мечом. В их числе протоиерей Александр Архангельский, служивший в Бутурлиновке в Успенской церкви. В 1930 году он был арестован и после допросов не отрёкся от веры, потому и был расстрелян. Священномученик был причислен клику святых.
Позитивные перемены в русской православной церкви произошли в 90х годах прошлого века, когда КПСС перестала быть «руководящей и направляющей силой общества», а советская власть прекратила своё существование. В обновлённой России.
власти стали лояльно относиться к церкви, а религия перестала быть «опиумом для народа». Российские власти стали создавать благоприятные условия для деятельности церквей: культовые здания вернули епархиям, началось строительство новых храмов, открылись духовные семинарии и т.д.
Такие позитивные изменения можно наблюдать и в Бутурлиновском районе. Возобновились богослужений в Преображенском соборе и в церкви в Нижнем Кисляе, открыт храм в Клёповке, вдет реставрация полуразрушенных церквей. При некоторых церквах действуют детские воскресные школы, паломники совершают поездки по святым местам. Верующие воспряли духом.
Эта брошюра посвящена непростой истории бутурлиновских церквей и их пастырям, мученикам за веру. Подобное издание у нас предпринимается впервые. Использовались различные источники. Для описания внешнего облика церквей, например, я опирался на факты из книга Кригер Л., Чесноков Г. «Архитектура исторических городов Воронежском области», а также «Материалы свода памятников истории и культуры РФ. Воронежская область».
Использовал периодическую печать, специальную литературу, "Православную энциклопедию", архивные и музейные материалы, воспоминания старожилое района и другие источники. Помощь в подготовке материалов оказал наш земляк, профессор Воронежского госуниверситета А.Н.Акиньшин. Основу брошюры составляет расширенная и дополненная глава из книги по истории района, которая подготовлена мною к печати, но издание которой из-за отсутствия финансовых средств откладывается на неопределённый срок. Возможно, навсегда.
А.Докучаев. Журналист-краевед.
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 8578
Церкви и их пастыри
На протяжении веков церковь в России являлась центром духовного и нравственного воспитания и просвещения людей. Большинство из них были верующие. «Без Бога ни до порога» - говорили наши предки. Вот почему, как только подданные Бутурлина освоились на новом месте, люди сразу начали строить церкви. Сначала некоторые из них были деревянные, позже - каменные. Первая из них деревянная Преображенская церковь. Священники считались самыми грамотными людьми на селе. Они были первыми краеведами и летописцами.
В 1775 году на улицах Красной и Широкой (ныне Ленина) были построены деревянные приходские церкви - Успения и Воскресения. Они были поставлены с запада и с востока от соборной церкви примерно на одинаковом расстоянии - около 1300 метров. В 1809 году на площади слободы строится каменная Преображенская церковь, а десять лет спустя на улице Красной при её пересечении с нынешним переулком Красноармейским - каменная Успенская церковь.
Во второй четверти XIX века в Бутурлиновке возводят ещё несколько церквей: на улице Широкой -деревянная Покровская церковь, в Заречном у дороги на Новохопёрск - деревянная церковь Феодосия Печерского. В 1844 году в том же селе у дороги на Козловку закончено строительство кирпичной Крестовоздвиженской церкви. Она считалась одной из первых в Воронежской губернии, построенная с использованием традиций русской архитектуры. Церковь сохранилась до наших дней, но требует реставрации.
В 1882 году по проекту архитектора Дмитрия Валериа-новича Знобишина, уроженца города Омска, на пересечении нынешних улиц Комсомольской и Подгорной была построена краснокирпичная Феодосиевская церковь, с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Часть этой
церкви сохранилась до сих пор, как и бывшая школа при ней, где теперь расположены квартиры. Кстати, по проекту этого же архитектора построена Архангельская церковь в селе Гвазде, а всего по области 45 церквей, из которых 34 каменные. Надо сказать, что первый проект Феодосиевкой церкви был выполнен И.Тихомировым в 1862 г. Но он не был реализован. Не осуществился и проект В.Егорова за 1863 год по строительству в Бутурлиновке каменной церкви Косьмы и Дамиана.
В 1871 году на улице Широкой построено кирпичное здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Во всей Воронежской области это сейчас один из самых крупных храмов. По мнению специалистов, Покровская церковь обладает хорошими пропорциями и стройностью силуэта. В 1880 году воронежский архитектор В.Ф. Геккель обследовал церковь с целью исправления повреждений.
Сразу трудно заметить, но все храмы слободы располагались на одинаковом расстоянии от Преображенского собора, образуя два радиуса. Первый радиус включал в себя Успенскую, Воскресенскую и Крестовоздвиженскую церкви. Второй, чуть более отдалённый радиус, включал Феодосиевскую, Покровскую и начавшую строиться при выезде на Павловск церковь Успенского прихода.
Странно, но факт: строительство церквей в Бутурлиновке велось даже тогда, когда в стране начались гонения на духовенство, а религия стала «опиумом для народа». В одном из отчётов, присланных в Воронеж в 1922 году, говорится: «При Успенском приходе имеется три храма: один старый, разваливающийся, где сейчас происходят с трудом богослужения, другой - неразрывно рядом находящийся, ещё не отделанный, и для молельных целей не приготовленный; третий расположен на выгоне, около Шереметьевского кладбища, тоже ещё строится и не доведён до крыши». Старожилы рассказывали, что позже церковь не только не достроили, но через некоторое время развалили то. что было здесь возведено.
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 4189
Церкви до 1917года
Храмы в дореволюционный, досоветский период
Храмы в дореволюционный, досоветский период были не только центром духовного, но и эстетического воспитания людей. Почти при каждом из них существовали церковные хоры. Большой популярностью во всей округе пользовался в начале XX века церковный хор при Успенском храме в селе Козловке. Певческое искусство здесь передавалось из поколения в поколение. Младшие сменяли старших. Уже в советское время церковный хор явился основным ядром для создания Козловского русского народного хора, который на протяжении десятилетий радует своим певческим мастерством. Хор не раз выступал в Воронеже, Москве, других городах, имеет несколько наград. Козловский хор и сейчас один из лучших в районе.
В дореволюционный период во всём Бобровском уезде славился хор при Вознесенской церкви села Озерки. И это происходило благодаря тому, что хором умело руководил уроженец Озеро к регент Андриан Иванович Мачнев. Обладая хорошими музыкально-слуховыми данными, он знал толк в духовной песне.
В советский период в закрытых или разрушенных храмах прекратили своё существование церковные хоры. Надолго прервалось звучание духовных песен. И только в период перестройки 90-х годов XX века они вновь стали возрождаться. Духовные песни зазвучали не только под сводами бутурли-новских храмов, но и в детских воскресных школах, созданных при церквах. Таким образом, в православии восстанавливается прерванная связь поколений.
Перед Октябрьской революцией 193 7 года в Бутурлиновке действовали шесть православных церквей, а всего в районе в его нынешних границах их насчитывалось 30. Каждое крупное село имело храм, некоторые даже не один. Например, в Козловке их было три, В Гвазде, Васильевке. Великоархангельском - по два. Основное количество церквей в районе построено во второй половине XIX века. В конце XVIII века построены в Гвазде (Архангельская) и в Пузеве (Покровская).
Русский народ поголовно был верующим. Даже в начале 20-х годов XX века в Бобровском уезде, куда входил Бутурли-новский район, из 383833 человек его населяющих 312430 считались православными верующими. Имелась совсем незначительная часть верующих других конфессий - баптисты, фёдоровцы, старообрядцы, молокане, иеговисты. В селе Колодеевке жила группа староверов, имелась небольшая церквушка, В старое время наши предки ходили на богомолье в Киево-Печерскую лавру и даже в Иерусалим.
После установления советской власти на церковь начинаются гонения. Она рассматривается новой властью, как «опиум для народа». Повод для решительного наступления на церковь подвернулся быстро: в 1921 - 1922 годах в России разразился страшный голод, особенно в Поволжье. Необходимы были средства для закупки продовольствия. Патриарх Тихон и Священный Синод выразили желание участвовать в борьбе с голодом. В своём воззвании к верующим и всем гражданам России патриарх, в частности, сказал:
«Мы допустили ввиду тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освящённых и не имеющих богослужебного употребление... но мы не можем одобрить изъятие из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами «Вселенской церкви» и карается как святотатство».
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 4638
Программа Ленина наступления на церковь
Вождь революции В.И. Ленин расценил воззвание патриарха как призыв к организованному сопротивлению церкви решениям советских властей. Ленин сам лично решил сформулировать программу наступления на церковь, которую он высказал в закрытом письме Политбюро. С одобрения Ленина и предварительного утверждения Политбюро партии ВЦИК 23 февраля 1922 года издал декрет о насильственном изъятии из российских церквей всех ценностей. Декрет был опубликован в газетах без ссылки, что он одобрен Политбюро партии.
С этого времени начинается вакханалия. Беззаконие было введено в государственный принцип. На места пошли разъяснения и разного рода инструкции. Партийные активисты, ГПУ, специально создаваемые отряды, как пишет историк Д.А. Волкогонов в своей книге «Ленин», врывались в храмы, зачитывали декрет ВЦИК - требовали добровольной сдачи всех ценностей. Служители культа готовы были отдать всё, за исключением священных атрибутов церкви. Местные безбожники, отстранив священников, а часто и арестовывая их, собственными силами проводили «полные» конфискации. То был форменный неприкрытый грабёж, в котором широкое участие принимали и деклассированные элементы. В 1918 году Совнарком принял постановление «О набатном звоне». Нарушающие его привлекались к ревтрибуналу.
Дальше - больше. С церквей снимали колокола, на кладбищах - металлические кресты и ограды, надгробные плиты. Доводился даже план по сдаче государству колокольной меди, которая затем использовалась в промышленности. По отчёту, из Преображенского собора было изъято более 75 фунтов серебра, из Успенской - 30 фунтов, из Покровской -6. из Воскресенской - 2 фунта серебра. Это только по официальному отчёту, а сколько ещё разграблено. От огромного богатства, изъятого из церквей, на нужды голодающим ушла лишь часть. Остальное шло на помощь государствам для совершения мировой революции, содержание растущей советской, партийной номенклатуры. Много ценностей расхищалось не чистыми на руку людьми и просто уголовниками.
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 4394