Вождь революции В.И. Ленин расценил воззвание патриарха как призыв к организованному сопротивлению церкви решениям советских властей. Ленин сам лично решил сформулировать программу наступления на церковь, которую он высказал в закрытом письме Политбюро. С одобрения Ленина и предварительного утверждения Политбюро партии ВЦИК 23 февраля 1922 года издал декрет о насильственном изъятии из российских церквей всех ценностей. Декрет был опубликован в газетах без ссылки, что он одобрен Политбюро партии.
С этого времени начинается вакханалия. Беззаконие было введено в государственный принцип. На места пошли разъяснения и разного рода инструкции. Партийные активисты, ГПУ, специально создаваемые отряды, как пишет историк Д.А. Волкогонов в своей книге «Ленин», врывались в храмы, зачитывали декрет ВЦИК - требовали добровольной сдачи всех ценностей. Служители культа готовы были отдать всё, за исключением священных атрибутов церкви. Местные безбожники, отстранив священников, а часто и арестовывая их, собственными силами проводили «полные» конфискации. То был форменный неприкрытый грабёж, в котором широкое участие принимали и деклассированные элементы. В 1918 году Совнарком принял постановление «О набатном звоне». Нарушающие его привлекались к ревтрибуналу.
Дальше - больше. С церквей снимали колокола, на кладбищах - металлические кресты и ограды, надгробные плиты. Доводился даже план по сдаче государству колокольной меди, которая затем использовалась в промышленности. По отчёту, из Преображенского собора было изъято более 75 фунтов серебра, из Успенской - 30 фунтов, из Покровской -6. из Воскресенской - 2 фунта серебра. Это только по официальному отчёту, а сколько ещё разграблено. От огромного богатства, изъятого из церквей, на нужды голодающим ушла лишь часть. Остальное шло на помощь государствам для совершения мировой революции, содержание растущей советской, партийной номенклатуры. Много ценностей расхищалось не чистыми на руку людьми и просто уголовниками.