Храмы в дореволюционный, досоветский период
Храмы в дореволюционный, досоветский период были не только центром духовного, но и эстетического воспитания людей. Почти при каждом из них существовали церковные хоры. Большой популярностью во всей округе пользовался в начале XX века церковный хор при Успенском храме в селе Козловке. Певческое искусство здесь передавалось из поколения в поколение. Младшие сменяли старших. Уже в советское время церковный хор явился основным ядром для создания Козловского русского народного хора, который на протяжении десятилетий радует своим певческим мастерством. Хор не раз выступал в Воронеже, Москве, других городах, имеет несколько наград. Козловский хор и сейчас один из лучших в районе.
В дореволюционный период во всём Бобровском уезде славился хор при Вознесенской церкви села Озерки. И это происходило благодаря тому, что хором умело руководил уроженец Озеро к регент Андриан Иванович Мачнев. Обладая хорошими музыкально-слуховыми данными, он знал толк в духовной песне.
В советский период в закрытых или разрушенных храмах прекратили своё существование церковные хоры. Надолго прервалось звучание духовных песен. И только в период перестройки 90-х годов XX века они вновь стали возрождаться. Духовные песни зазвучали не только под сводами бутурли-новских храмов, но и в детских воскресных школах, созданных при церквах. Таким образом, в православии восстанавливается прерванная связь поколений.
Перед Октябрьской революцией 193 7 года в Бутурлиновке действовали шесть православных церквей, а всего в районе в его нынешних границах их насчитывалось 30. Каждое крупное село имело храм, некоторые даже не один. Например, в Козловке их было три, В Гвазде, Васильевке. Великоархангельском - по два. Основное количество церквей в районе построено во второй половине XIX века. В конце XVIII века построены в Гвазде (Архангельская) и в Пузеве (Покровская).
Русский народ поголовно был верующим. Даже в начале 20-х годов XX века в Бобровском уезде, куда входил Бутурли-новский район, из 383833 человек его населяющих 312430 считались православными верующими. Имелась совсем незначительная часть верующих других конфессий - баптисты, фёдоровцы, старообрядцы, молокане, иеговисты. В селе Колодеевке жила группа староверов, имелась небольшая церквушка, В старое время наши предки ходили на богомолье в Киево-Печерскую лавру и даже в Иерусалим.
После установления советской власти на церковь начинаются гонения. Она рассматривается новой властью, как «опиум для народа». Повод для решительного наступления на церковь подвернулся быстро: в 1921 - 1922 годах в России разразился страшный голод, особенно в Поволжье. Необходимы были средства для закупки продовольствия. Патриарх Тихон и Священный Синод выразили желание участвовать в борьбе с голодом. В своём воззвании к верующим и всем гражданам России патриарх, в частности, сказал:
«Мы допустили ввиду тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освящённых и не имеющих богослужебного употребление... но мы не можем одобрить изъятие из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами «Вселенской церкви» и карается как святотатство».