Многие памятники богатым людям, как трупы, валяются на земле. Это в 20-х - 30-х годах их валяли и крушили, выражая тем самым злость на мироедов-кровососов трудового народа. Даже стреляли в них из огнестрельного оружия. Такие следы и сейчас можно увидеть на внушительном памятнике из чёрного мрамора купчихи Марфы Ивановны Дыблиной. умершей в 1910 году. Причём пуля попала прямо в центр слова «Господи». А в целом надпись звучит так: «Господи, прими прах ея с миром». Не ведали глупцы, что, выстрелив в прошлое из пистолета, будущее выстрелит по тебе из пушки.
Памятники Кащенко и Шевцовым стоят неповаленные. Это не значит, что их не коснулась рука вандалов. Склепы здесь тоже были разграблены. Дело в том, что прихожане Преображенского собора, на строительство которого эти купцы давали свои средства, ухаживают за их могилами. Приводят в порядок территорию вокруг них. На Радоницу священники из Преображенского собора с группой прихожан посещают могилы купцов-благотворителей и возлагают к ним венки. И через столетия бутурлиновцы помнят их добрые дела.
Старое городское кладбище - это своего рода музей под открытым небом, где молено совершить путешествие в прошлое, при помощи знатных в своё время имён перелистать историю Бутурлиновки, её становление и развитие.
Величественные памятники из чёрного и светлого мрамора стоят на могилах купцов и заводчиков Кистенёва. Песоцкого, Плаксицкого, Летова. Юнченко.
Необычный памятник был установлен на могиле Тимофея Павловича Плаксицкого, родившегося в 1843 году и скончавшегося в 1906 году. Памятник выполнен из чёрного мрамора и представляет собой шершавый ствол дерева с обрубленными ветками. Смысл этой композиции был понятен, наверное, лишь близким этого человека. Говорят, что он был лесничим.
Надгробные памятники на могилах богатых купцов ставили качественные, на века, потому и кажется, что время прошло мимо них. Они выглядят так, словно их поставили только вчера. Памятники заказывали главным образом в Москве. Фирма дорожила своей репутацией. Не случайно на некоторых памятниках и сейчас можно прочитать знак фирмы, выполнившей заказ: «Кабанов. Москва. Мясницкая».
Сделать такие дорогие заказы было по карману только людям состоятельным. Простолюдинам такое не доступно. Они обходились деревянными крестами, которые давно сгнили, и следов от них не осталось.
В Бутурлиновке до Октябрьской революции, как уже отмечалось, действовали шесть православных церквей. У каждой из них своя неповторимая и нелёгкая судьба. Расскажем о двух из них. наиболее характерных: о той. что сохранилась в вихре советских времён и о той, что давно разрушена.