Начатая в крупных городах борьба с церковью по изъятию ценностей докатилась и до провинции. Целые вагоны с колоколами шли из Центрального Черноземья на медеплавильные заводы. Советские власти как всегда прикрывались «мнением народа» и «требованиями трудящихся», чинили беспредел по отношению к церкви. Принародно сбрасывали колокола, во время богослужения врывались в храмы, арестовывали священников, всячески охаивали их. Послушные властям газеты охотно подпевали им.
Нельзя сказать, что народ безмолвствовал. Попытки оказать сопротивление в нашем районе отмечались не один раз, начиная с первых лет советской власти. Например, весной 1919 года во время описи церковного имущества в Козловке вспыхнуло восстание. При этом два милиционера были убиты, а приехавшую комиссию избили и с шумом выдворили из села. Однако вскоре комиссия вернулась с вооружёнными красноармейцами и силой навела «порядок».
Ещё один случай противодействия людей разграблению церквей отмечен в 1929 году в селе Пузеве. Когда из Бутур-линовки в село приехали воинствующие безбожники и потребовали отдать им иконостас, колокола и все церковные ценности, то встретили упорное сопротивление. Тут произошёл редкий случай, когда сам председатель сельского совета Сазонов, видимо, не утративший духовно-нравственных качеств, выступил с возражением непрошенным гостям. Однако безбожники забрались на колокольню и сбросили оттуда главный благовестный колокол храма весом в сто пудов. При падении с большой высоты колокол разбил красивую паперть, отделанную фарфоровой плиткой. Разбившись на части, колокол ушёл в землю. Пока незваные пришельцы извлекали разбитые куски колокола из земли, собравшиеся у церкви возмущённые люди не дали сорвать с купола храма кресты. Когда безбожники уехали, Сазонов со своими односельчанами разобрал иконостас, бережно завернул его в брезент и спрятал в надёжном месте.
С 1930 по 1943 год Покровский храм в Пузеве оставался закрытым, и его здание никак не использовалось. В 1943 году его вновь открыли при том же председателе сельсовета. К храму собрали людей, вытащили из тайника сохранившийся иконостас и установили его на прежнем месте. С тех пор Покровский храм, один из старейших в районе, никогда не закрывался и продолжает действовать до сих пор. При храме есть воскресная школа, библиотека духовно-нравственной литературы.
Гонения на церковь не ограничились снятием крестов и колоколов, изъятием ценностей. Вскоре началось разрушение церковных зданий. Ни одной церкви не осталось в самых крупных сёлах района - Козловке, Гвазде, Великоархангельском, Клёповке. От них не осталось даже фундаментов. Но кое-где полуразрушенные храмы в районе всё же остались.
За год до восстания декабристов, в 1824 году, в селе Филиппенкове построили каменную церковь св. Иоакима и Анны. Построили добротно из местного кирпича. Богато было внутреннее убранство. В церкви действовало водяное отопление, трубы были из меди. Имелась колокольня. Помимо основной функции она хорошо выручала селян. Колокола звонили не только по религиозным праздникам, но и в сильную метель, чтобы заблудившийся путник по колокольному звону сумел найти дорогу к селу, к своему дому. При советской власти эту церковь полностью разграбили. Сбросили колокола, сняли железо с крыши, утащили трубы. Само помещение стали использовать для хранения зерна. В 50-е годы не раз предпринимались попытки развалить церковь до основания, а кирпич использовать для строительства хозяйственных объектов, но ничего из этого не получилось. Кирпичи по отдельности не отламывались, а лишь монолитами. Это признак того, что очень крепок был раствор. Этот раствор готовили из извести, в которую добавляли сырые куриные яйца. Так делали и в других сёлах. Церковь осталась на долгие годы полуразрушенной.
Как только в селе Заречном в 30-х годах создали первые колхозы, местные Крестовоздвиженскую и Феодосиевскую церкви стали использовать для хранения зерна. Причём, у каждой, как отмечалось, отломали колокольню. Видимо, для того, чтобы церковь больше была похожа на хозяйственный склад. Из кирпича взорванной в 30-е годы Успенской церкви в Бутурлиновке во время войны построили взлётную полосу аэродрома. В Карайчевке в Покровской церкви и в Георгиевской церкви села Елизаветина размещались сельские клубы. В Троицкой церкви в селе Васильевке и Вознесенской церкви села Озерки размещались склады местных хозяйств. В годы советской власти развалили и единственную в районе старообрядческую церковь в Колодеевке и построили из её материала клуб. Местные старообрядцы остались без своей церкви. В Гвазде и Клеповке из кирпича разрушенных церквей построили школы.
В церкви Св. Дмитрия Ростовского, что в Н.-Кисляе, закрытой в 1932 году, за долгое время атеизма чего только не было: и зерносклад, и ремонтная мастерская, и даже тюрьма для временного содержания военнопленных неприятельской армии во время минувшей войны. Здание церкви, которое пытались после закрытия взорвать, с некоторыми повреждениями сохранилось до сих пор. Здесь после ремонта проходит служба.
В пылу воинствующего атеизма могли бы разрушить все храмы до основания, но у новых хозяев жизни не хватало помещений под склады, особенно для хранения зерна, а церкви подходили для этого как нельзя лучше. Вот и приспособили храмы под склады, сняв с них кресты, а кое-где и купола. В таком виде полуразрушенные храмы дожили до наших дней, но и сейчас они напоминают нам о своём былом величии. Лишь три церкви в районе сохранились полностью, не считая внутреннего убранства: две в Бутурлиновке и одна в Пузеве. шесть остались в полуразрушенном состоянии. Грабили не только Храмы, но и самих священников. Так, у священника Козловской церкви Дмитрия Богомолова изъяли собственные дом и паравую мельницу.
А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"