Начатая в крупных городах борьба с церковью по изъятию ценностей докатилась и до провинции. Целые вагоны с коло­колами шли из Центрального Черноземья на медеплавильные заводы. Советские власти как всегда прикрывались «мнени­ем народа» и «требованиями трудящихся», чинили беспредел по отношению к церкви. Принародно сбрасывали колокола, во время богослужения врывались в храмы, арестовывали свя­щенников, всячески охаивали их. Послушные властям газеты охотно подпевали им.

 

Нельзя сказать, что народ безмолвствовал. Попытки ока­зать сопротивление в нашем районе отмечались не один раз, начиная с первых лет советской власти. Например, весной 1919 года во время описи церковного имущества в Козловке вспых­нуло восстание. При этом два милиционера были убиты, а при­ехавшую комиссию избили и с шумом выдворили из села. Однако вскоре комиссия вернулась с вооружёнными красно­армейцами и силой навела «порядок».

 

Ещё один случай противодействия людей разграблению церквей отмечен в 1929 году в селе Пузеве. Когда из Бутур-линовки в село приехали воинствующие безбожники и по­требовали отдать им иконостас, колокола и все церковные ценности, то встретили упорное сопротивление. Тут произо­шёл редкий случай, когда сам председатель сельского сове­та Сазонов, видимо, не утративший духовно-нравственных качеств, выступил с возражением непрошенным гостям. Однако безбожники забрались на колокольню и сбросили оттуда главный благовестный колокол храма весом в сто пу­дов. При падении с большой высоты колокол разбил краси­вую паперть, отделанную фарфоровой плиткой. Разбившись на части, колокол ушёл в землю. Пока незваные пришельцы извлекали разбитые куски колокола из земли, собравшиеся у церкви возмущённые люди не дали сорвать с купола храма кресты. Когда безбожники уехали, Сазонов со своими одно­сельчанами разобрал иконостас, бережно завернул его в бре­зент и спрятал в надёжном месте.

 

С 1930 по 1943 год Покровский храм в Пузеве оставался закрытым, и его здание никак не использовалось. В 1943 году его вновь открыли при том же председателе сельсове­та. К храму собрали людей, вытащили из тайника сохра­нившийся иконостас и установили его на прежнем месте. С тех пор Покровский храм, один из старейших в районе, никогда не закрывался и продолжает действовать до сих пор. При храме есть воскресная школа, библиотека духов­но-нравственной литературы. 

 

Гонения на церковь не ограничились снятием крестов и ко­локолов, изъятием ценностей. Вскоре началось разрушение церковных зданий. Ни одной церкви не осталось в самых круп­ных сёлах района - Козловке, Гвазде, Великоархангельском, Клёповке. От них не осталось даже фундаментов. Но кое-где полуразрушенные храмы в районе всё же остались.

 

За год до восстания декабристов, в 1824 году, в селе Филиппенкове построили каменную церковь св. Иоакима и Анны. Построили добротно из местного кирпича. Богато было внутреннее убранство. В церкви действовало водяное отопление, трубы были из меди. Имелась колокольня. По­мимо основной функции она хорошо выручала селян. Коло­кола звонили не только по религиозным праздникам, но и в сильную метель, чтобы заблудившийся путник по колоколь­ному звону сумел найти дорогу к селу, к своему дому. При советской власти эту церковь полностью разграбили. Сбро­сили колокола, сняли железо с крыши, утащили трубы. Само помещение стали использовать для хранения зерна. В 50-е годы не раз предпринимались попытки развалить церковь до основания, а кирпич использовать для строительства хо­зяйственных объектов, но ничего из этого не получилось. Кирпичи по отдельности не отламывались, а лишь моноли­тами. Это признак того, что очень крепок был раствор. Этот раствор готовили из извести, в которую добавляли сырые куриные яйца. Так делали и в других сёлах. Церковь оста­лась на долгие годы полуразрушенной.

 

Как только в селе Заречном в 30-х годах создали первые колхозы, местные Крестовоздвиженскую и Феодосиевскую церкви стали использовать для хранения зерна. Причём, у каждой, как отмечалось, отломали колокольню. Видимо, для того, чтобы церковь больше была похожа на хозяйственный склад. Из кирпича взорванной в 30-е годы Успенской церк­ви в Бутурлиновке во время войны построили взлётную полосу аэродрома. В Карайчевке в Покровской церкви и в Ге­оргиевской церкви села Елизаветина размещались сельские клубы. В Троицкой церкви в селе Васильевке и Вознесенс­кой церкви села Озерки размещались склады местных хо­зяйств. В годы советской власти развалили и единственную в районе старообрядческую церковь в Колодеевке и постро­или из её материала клуб. Местные старообрядцы остались без своей церкви. В Гвазде и Клеповке из кирпича разру­шенных церквей построили школы.

 

В церкви Св. Дмитрия Ростовского, что в Н.-Кисляе, зак­рытой в 1932 году, за долгое время атеизма чего только не было: и зерносклад, и ремонтная мастерская, и даже тюрьма для вре­менного содержания военнопленных неприятельской армии во время минувшей войны. Здание церкви, которое пытались после закрытия взорвать, с некоторыми повреждениями со­хранилось до сих пор. Здесь после ремонта проходит служба.

 

В пылу воинствующего атеизма могли бы разрушить все храмы до основания, но у новых хозяев жизни не хватало по­мещений под склады, особенно для хранения зерна, а церкви подходили для этого как нельзя лучше. Вот и приспособили храмы под склады, сняв с них кресты, а кое-где и купола. В таком виде полуразрушенные храмы дожили до наших дней, но и сейчас они напоминают нам о своём былом величии. Лишь три церкви в районе сохранились полностью, не счи­тая внутреннего убранства: две в Бутурлиновке и одна в Пузеве. шесть остались в полуразрушенном состоянии. Грабили не только Храмы, но и самих священников. Так, у священни­ка Козловской церкви Дмитрия Богомолова изъяли собствен­ные дом и паравую мельницу.

 

А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2020 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх