Сегодня мало кому из земляков известно, что в 20-х годах прошлого века существовало Бутурлиновское викариатство, которое, как правило, возглавлял епископ. Бутурлиновское викариатство было образовано 7 января 1924 года Патриархом Всея Руси Тихоном. Первым викарием, епископом Бутурлиновским стал Митрофан (Поликарпов). Он родился в 1871 году в селе Истобное, ныне Репьёвского района, в семье священника. Время его служения в Бутурлиновке было самым неблагоприятным: советские власти устраивали гонения на церковь.
В этот период епископу Митрофану под угрозой ареста предложили уехать, но 13 марта 1924 года он написал заявление в ОГПУ, в котором сообщал, что долг перед Господом не даёт ему возможности оставить паству. 22 марта того же года он был арестован в Воронеже и находился в заключении, а затем до февраля 1925 года в ссылке. Умер он в 1934 году. Известен он не только как церковный деятель, но и как педагог и краевед. 22 декабря 1925 года на Бутурлиновское викариатство был назначен другой Митрофан (Русинов) (1881 - 1939). В том же году он был замечен в григорианском расколе. Однако в 1932 году принёс покаяние. Затем управлял Старооскольской, Полтавской и Одесской епархиями.
В январе 1931 года на Бутурлиновское викариатство назначен епископ Василий (Беляев), дальнейшая судьба которого неизвестна.С 10 мая 1931 года епископом Бутурлиновским стал Мефо-дий (Абрамкин). В 1933 году он был назначен на Пятигорскую кафедру. После 1933 года епископы на Бутурлиновское викариатство не назначались. Оно прекратило своё существование. Гонения на церковь продолжались.Много священников в стране было репрессировано и расстреляно. Такая участь не обошла и наших священников. Многих из них отправили в Бобровскую тюрьму, построенную задолго до этого. Повод был самый разный: «богослужение на дому», «недоносительство», «помощь ссыльному духовенству» и совсем абсурдное обвинение: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются» и многие другие обвинения.
Священник Александр Архангельский родился в 1874 году в селе Сошки бывшего Липецкого уезда в семье псаломщика. В 1896 году окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил в храм псаломщиком. Там он познакомился с дочерью протоиерея Екатериной и женился на ней. В 1904 году Александр Николаевич рукоположен в сан диакона ко храму села Сторожевые Выселки Воронежской епархии. К этому времени у него уже было семь детей. При советской власти подвергался гонениям. В 1918 году местные стражи порядка хотели его арестовать и расстрелять, но ему с трудом удалось скрыться. Пришлось поменять немало мест. Большую помощь оказывали тут прихожане...
Наконец из глухой провинции он добрался до Воронежа. Здесь он получил назначение в храм села Липовка. затем попал в храм села Мечётка. Оттуда его направили служить в Успенскую церковь слободы Бутурлиновки Воронежской епархии. Во время служения в Бутурлиновке отец Александр был возведён в сан протоиерея и назначен благочинным. Однако воинствующие атеисты и карательные органы не оставили его в покое. 8 апреля 1930 года отец Александр был арестован и посажен в тюрьму. На допросах в воронежской тюрьме виновным себя не признал. Он был безжалостно расстрелян.
Как сообщила газета «Православный Воронеж» за апрель 2002 года, Александр Архангельский причислен к лику святых новомучеииков - небесных заступников наших. На епархиальном собрании, состоявшемся в Воронеже 28 февраля 2002 года, был установлен день празднования соборной памяти всех святых епархии. Там записано: «свяшен-номученик Александр Архангельский протоиерей (1930). Память 20 июля (2 августа)». В той же Успенской церкви в 20-х годах прошлого века священником служил Леонтий Семенович Доросевич. У него было много детей, дочь Надежда хорошо пела в церковном хоре. Священник пользовался уважением у прихожан, поскольку был благородным человеком.Затем его перевели в соседнюю Дмитриевку, а оттуда в Лосевский район. Это было трудное для церкви время. В 1933 году отца Леонтия арестовали и увезли в Воронеж, где он бесследно исчез, как и многие другие представители духовенства.
Его внучка, дочь Надежды, Ольга Яковлевна Куликова, живущая сейчас в Бутурлиновке, унаследовала от матери певческий талант. Она несколько лет руководит хором ветеранов «Черемуш-ка», хорошо играет на баяне. Она и ее близкие сохранили память о своем деде, разделившего горькую участь своих единоверцев. Расскажем о других священниках, пострадавших за веру.Иеромонах Мелхисидек (в миру Михаил Фёдорович Хух-рянский) родился в 1887 году в слободе Бутурлиновке Бобровского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. После окончания земской школы поступил послушником в Ва-луйский монастырь.
В 1914 году Михаил Фёдорович был призван в армию. Служил в Звенигородском полку на Северо-Западном фронте рядовым солдатом. В конце 1917 года демобилизовался и вернулся в родную Бутурлиновку. На жизнь стал зарабатывать сапожным делом. Однако его душа тянулась к Богу. В 1927 году он переехал в Воронеж. Бывший настоятель Валуйского монастыря архимандрит Игнатий (Бирюков), хорошо знавший Михаила, порекомендовал его церковному совету Алексеевс-кого монастыря.
В 1928 году Михаил был рукоположен в сан диакона. В том же году по его просьбе архимандрит Игнатий совершил постриг с наречением имени Мелхиседек. Потом вновь судьба забросила его в Бутурлиновку, в церковь, где служил благочинный священник Александр Архангельский. Это была Успенская церковь. Во время одной из служб к нему подошли крес тьяне и попросили его поехать служить к ним в село Рудня (ныне Воробьёвского района). Получив благословение благочинного, он 11 марта 1930 года переехал в Рудню. 15 марта того же года священника арестовали. Его обвинили в антисоветской и антиколхозной агитации. Иеромонах Мелхиседек виновным себя не признал и был расстрелян.
Священник Николай Шабашев родился в 1873 году. Ему довелось служить в слободе Бутурлиновке. В 1932 году он был арестован и сослан в Вологодскую губернию. Здесь вместе с другими ссыльными корчевал лес, занимался прокладкой дорог в труднодоступных местах. От непосильной работы и нечеловеческих условий жизни он заболел и чуть больше года после ареста скончался на каторге. Василий Митрофанович Богатырёв родился в 1882 году. В начале XX века служил в Троицкой церкви, что была в Козловке нашего района, в 20-х годах - в Калаче. С 1930 года, когда шли гонения на церковь, уехал в Лиски. Здесь жил и работал бухгалтером. В 1938 году он был арестован и «тройкой» УНКВД приговорён к расстрелу, что и было сделано.
Александр Николаевич Медведев был настоятелем Вознесенской церкви в Козловке. Потом он переехал в Воронеж, где служил в Никольском храме. В 1935 году он стал лидером обновленческой епархии в Воронеже. Сам возвёл себя в сан митрополита. Одновременно являлся настоятелем Никольского собора. Жил при нём в сторожке. В феврале 1936 года его обвинили в антисоветской пропаганде и на пять лет сослали в Северный край. В 1937 году расстреляли двух священников того же собора, а через год и священника, который сочинил на них ложный донос. Уроженец Бутурлиновки Василий Николаевич Мирозвуков после окончания в 1906 году в Москве регентских курсов переехал в Томск. Руководил там хором архиерейской Крестовой церкви и соединённым хором ряда церквей. В 1937 году этот священник был необоснованно репрессирован и расстрелян.
Притесняли не только священников. Старостой Успенского храма до революции работал Василий Яковлевич Хмелёв. Недалеко от церкви был у него неплохой дом, в котором он жил со своей семьёй - женой, сыном и замужней дочерью с детьми. Новые советские власти выгнали Василия Яковлевича из своего дома, и он поселился во времянке, стоящей во дворе. Новые власти разместили в доме контору бывшего Красного сельсовета, а после его упразднения тут надолго обосновался детсад. Внук раскулаченного деда Иван Никитович Кряч-ко, живущий в Бутурлиновке и долгие годы работавший в узле связи, с горечью рассказывал мне о том трудном времени, о непростой судьбе своего предка, скончавшегося в 20-х годах прошлого века. Одно время старостой церкви был Павел Иванович Голиков, но к нему судьба оказалась благосклоннее.
Железный каток репрессий подминал под себя всех подряд. Притеснениям подвергались и так называемые фёдоровцы. Эту секту в 20-х годах XX века в Петропавловском районе основал Фёдор Рыбалкин. По его имени и назвали секту. Эта вера быстро распространилась на юге Воронежской области. Группа федоровцев существовала и в Бутурлиновском районе. Её членов арестовали и сослали в Сибирь. В 1967 году фёдоровцы вернулись из ссылки. Несколько их семей переселились в село Тишанку Таловского района, где продолжала действовать секта, отрицательно относившаяся к советской власти. В 2008 году в ней насчиталось полсотни членов. Сейчас секта не имеет перспективы своего развития.
Была такая секта и в селе Басовке соседнего, Павловского района. Во время войны фёдоровцы с надеждой ждали пришествия фашистов, видя в них освободителей от большевистского режима. Летом 1942 года многие жители села эвакуировались, а фёдоровцы остались. Они разместились в придонском лесу, вырыли там землянки и стали ждать «освободителей». Однако всё обернулось трагедией. Фашисты приняли сектантов за партизан, каких тогда было много в этих местах, и всех расстреляли. Погибло более 60 человек, из них 18 детей.
Волны преследований не раз накатывались на церковь. Были они и при Сталине, и при Хрущёве, неприятие чувствовалось и в так называемый застойный период. И только в период перестройки начала 90-х годов прошлого века отношение к церкви изменилось в лучшую сторону. Многие церковные здания были переданы в распоряжение епархий, началась их реставрация. Сами руководители государства, политики стали посещать храмы, а это явилось знаком того, что новые власти лояльно относятся к религии, уважают чувства верующих не на словах, а на деле.
А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"