Бутурлиновские церкви
Историческое повествование. А.Т. Докучаев
При каждой церкви имелось своё кладбище
Наши предки свято хранили память о тех, кто ушел в в мир иной, охраняли их покои. Кладбища считались священным местом, и за ними был организован образцовый уход. При каждой церкви имелось своё кладбище (сейчас их в городе, как и прежде, насчитывается семь).
Нынешнее старое городское кладбище, что возле рынка, давно закрытое и заброшенное, относилось к Спасо-Преоб-раженскому собору. Это кладбище, по воспоминаниям старожилов города, всегда находилось в идеальном состоянии. Оно было огорожено добротной кирпичной оградой. Его территория освещалась масляными фонарями. Имелась аллея из редких, так называемых плакучих каштанов, саженцы которых специально привозили из-за границы. По территории кладбища были проложены дорожки, выложенные гранитными плитками. Здесь под сенью деревьев нашли свой вечный покои именитые купцы города. Они вносили свои вклады в благоустройство священного для всех места. Величественные надгробные памятники из чёрного и светлого мрамора ещё и сейчас можно увидеть на старом городском кладбище. Перед входом сюда со стороны рынка стояли внушительные ворота с царским гербом наверху и мудрым изречением:
«Мы были такие, как вы, Вы будете такие, как мы».
Сегодня старое городское кладбище, где последнее захоронение датируется 1975 годом, представляет собой довольно печальное зрелище. Оно запущено и замусорено. Всё это отголоски прежнего атеистического воспитания: раз Бога нет. то всё позволено. Один верующий сказал: «Мусор на кладбище оттого, что у людей мусор в душе».
По кладбищу за годы советской эпохи не раз прокатывался смерч разрушений: валяли и разбивали надгробные памятники, выдёргивали кресты, разграблены все склепы богатых бу-турлиновских купцов и заводчиков. С кладбища утащено всё, что представляло хоть какую-то ценность: металлические кресты, кованые ограды, даже некоторые памятники.
Чудом уцелели шесть надгробных памятников разной величины известной династии купцов Кащенко. Все они из светлого мрамора. Самый большой из них, принадлежащий Василию Михайловичу Кащенко, стоит в центре. На нём обозначены даты жизни именитого купца. Оригинально выполнен памятник на могиле Екатерины Кащенко, родственницы Василия Михайловича, умершей в 22 года.
Недалеко от могил Кащенко, на той же стороне, можно увидеть несколько надгробных памятников известных в городе купцов и заводчиков Шевцовых, владельцев маслозавода. Все они выполнены из светлого полированного мрамора. В центре самый большой на могиле Фёдора Ивановича Шевцова из чёрного мрамора.
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 4311
Памятники и вандалы
Многие памятники богатым людям, как трупы, валяются на земле. Это в 20-х - 30-х годах их валяли и крушили, выражая тем самым злость на мироедов-кровососов трудового народа. Даже стреляли в них из огнестрельного оружия. Такие следы и сейчас можно увидеть на внушительном памятнике из чёрного мрамора купчихи Марфы Ивановны Дыблиной. умершей в 1910 году. Причём пуля попала прямо в центр слова «Господи». А в целом надпись звучит так: «Господи, прими прах ея с миром». Не ведали глупцы, что, выстрелив в прошлое из пистолета, будущее выстрелит по тебе из пушки.
Памятники Кащенко и Шевцовым стоят неповаленные. Это не значит, что их не коснулась рука вандалов. Склепы здесь тоже были разграблены. Дело в том, что прихожане Преображенского собора, на строительство которого эти купцы давали свои средства, ухаживают за их могилами. Приводят в порядок территорию вокруг них. На Радоницу священники из Преображенского собора с группой прихожан посещают могилы купцов-благотворителей и возлагают к ним венки. И через столетия бутурлиновцы помнят их добрые дела.
Старое городское кладбище - это своего рода музей под открытым небом, где молено совершить путешествие в прошлое, при помощи знатных в своё время имён перелистать историю Бутурлиновки, её становление и развитие.
Величественные памятники из чёрного и светлого мрамора стоят на могилах купцов и заводчиков Кистенёва. Песоцкого, Плаксицкого, Летова. Юнченко.
Необычный памятник был установлен на могиле Тимофея Павловича Плаксицкого, родившегося в 1843 году и скончавшегося в 1906 году. Памятник выполнен из чёрного мрамора и представляет собой шершавый ствол дерева с обрубленными ветками. Смысл этой композиции был понятен, наверное, лишь близким этого человека. Говорят, что он был лесничим.
Надгробные памятники на могилах богатых купцов ставили качественные, на века, потому и кажется, что время прошло мимо них. Они выглядят так, словно их поставили только вчера. Памятники заказывали главным образом в Москве. Фирма дорожила своей репутацией. Не случайно на некоторых памятниках и сейчас можно прочитать знак фирмы, выполнившей заказ: «Кабанов. Москва. Мясницкая».
Сделать такие дорогие заказы было по карману только людям состоятельным. Простолюдинам такое не доступно. Они обходились деревянными крестами, которые давно сгнили, и следов от них не осталось.
В Бутурлиновке до Октябрьской революции, как уже отмечалось, действовали шесть православных церквей. У каждой из них своя неповторимая и нелёгкая судьба. Расскажем о двух из них. наиболее характерных: о той. что сохранилась в вихре советских времён и о той, что давно разрушена.
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 4295
Спасо-Преображенский Собор
Спасо-Преображенский Собор в Бутурлиновке
На главной площади города стоит величественный по размерам и красоте Спасо-Преображенский собор. И прежде, и теперь он являлся главной доминантой города. Он самый молодой по сравнению с другими храмами.
Но это не значит, что бутурлиновцам центральной части города негде было молиться Богу. Здесь же на бывшей Базарной площади в 1 809 году была построена каменная церковь Преображения. Почти век простояла она здесь. Затем возникла необходимость построить новую, более крупную церковь. Инициатором строительства стал купец первой гильдии. известный меценат В.М. Кащенко. Средства на храм собирали всем миром.
Проект строительства составил воронежский архитектор В.В. Стайновский при участии архитекторов Д.В. Знобишина и С.Л. Мысловского. Подрядчиком по строительству храма стал житель соседней Козловки Павел Иванович Филатов, имевший в этом деле немалый опыт. Красный кирпич для строительства собора изготавливали на заводе в селе Пузеве, что в 23-х километрах. Качество кирпича было высокое не только потому, что для святого дела выполнялось всё на совесть, но и мастера имелись высококлассные и сырьё добротное.
Активный участник строительства, имя которого занесено на закладную доску храма, Алексей Иванович Момров позже рассказывал своей внучке Елизавете Степановне Селивановой, которой сейчас перевалило за 90 лет, как велось сооружение величественного собора. Мастера были приезжие, а подсобных рабочих собирали не только в слободе, но и по всей округе согласно доведённой разнарядке. В окрестных сёлах собирали яйца, которые требовались для приготовления раствора, чтобы он был крепче. Старатели собирали пожертвования.
Строительная площадка напоминала огромный муравейник. Тут смешались вместе «кони, люди». Работа кипела с утра до вечера. Очень много приходилось выполнять тяжёлых земляных работ. Выбранный грунт вывозили на повозках. У стройплощадки росли горы красного кирпича. Люди не жалели сил для богоугодного дела.
Будучи старателем, Алексей Иванович всё время занимался делами стройки. Жил он неподалёку на улице Штаньковка (ныне улица Коммунистическая) в хорошем двухэтажном доме по соседству с купцами Нечёсовыми. Кроме лошади, другого богатства не имел. После Октябрьской революции новые власти конфисковали дом, и семье Момрова пришлось скитаться по частным квартирам. Хорошо, что не сослали.
Работы по строительству храма велись на протяжении семи лет, с 1886 по 1893 год. По словам специалистов. Преображенский собор и тогда, и теперь является самым крупным и сложным по своей объёмно-пространственной композиции и декору памятником архитектуры конца XIX столетия.
Несмотря на превратности судьбы, времена воинствующего атеизма, в храме чудом сохранилась закладная доска. представляющая собой большую плиту из светлого мрамора, на которой золотом высечены слова, раскрывающие важную страницу истории храма - его возведение. Полностью приведём текст.
«Храм сей Преображенский начат постройкой 1886 год. По плану, составленному архитектором Стайновским, утверждённому преосвященником Серафимом, архиепископом Воронежским и Задонским при о. священниках Симеоне Михайлове Чернышеве и о. Симеоне Петрове Адамова. При церковном старосте Бобровском 1-й гильдии купце Василие Михайловиче Кащенко. Старателями во всё время постройки сего храма были крестьяне слободы Бутурлинов-ки Фёдор Иванович Шевцов, Фёдор Михайлович Головча-нов и Алексей Иванович Момров. Построен этот храм на средства прихожан, которые собирались старателями доброхотными пожертвованиями оных.
Иконостас же и киоты все устроены на средства пожертвованными сыновьями Василия Михайловича Кащенко Алексеем, Александром и Иваном. Окончен и освящён сей храм в
1893 году преосвященным Анастасией—епископом Воронежским и Задонским при священниках о. Симеоне Михайлове Чернышове и о. Иоанне Алексеевиче Игнатове, при церковном старосте Алексее Васильевиче Кащенко».
Освящение собора длилось II, 12 и 13 июля 1893 года. Его провёл глава Воронежской и Задонской епархии епископ Анастасий Добрадин. Он специально по этому случаю приехал в Бутурлиновку. В дни освящения храма состоялось крещение новорожденных.
Прихожан поразило внутреннее убранство храма. Иконостас и все киоты были мраморные резные итальянской работы. Альфрейные работы и роспись стен отделаны под мрамор. Они выполнены московскими мастерами.
При храме служили семь человек: три священника, один диакон и три псаломщика. Настоятелем храма пребывал отец Иоанн Алексеевич Игнатов, который был назначен ещё к строящемуся храму в августе 1886 года. При нём священниками были Василий Васильевич Цветков и Ипполит Дмитриевич Мишин, диакон Николай Петрович Корыстин. псаломщиками являлись Григорий Михайлович Автономов, Дмитрий Романович Карасёв и Илья Алексеевич Потанин.
Старостой храма вплоть до революции 1917 года после умершего отца Василия Михайловича стал именитый купец Алексей Васильевич Кащенко. Он был самым старшим из трёх сыновей Василия Михайловича.
Приход Спасо-Преображенского собора составлял 1044 двора с общим населением 6600 человек. В метрической книге ЗАГСа за 1906 год есть запись о смерти диакона Дмитрия Ивановича Ягодкина. До прихода в храм он служил народным учителем. Его дочь тоже была учительницей, работала в Бутурлиновке. Она приходится матерью известного воронежского писателя Юрия Даниловича Гончарова, автора более чем 30 книг. Именем писателя названа центральная районная библиотека. Писатель не раз бывал в Бутурлиновке. Однажды он признался мне, что в книге «Жизнь тому назад» нарисован прообраз нашего города.
В начале 90х годов XX века Спасо-Преображенский собор был передан в ведение епархии. Начались реставрационные работы. Они ведутся, главным образом, на пожертвования. У собора есть три придела. Центральный придел назван в честь Преображения Господня.
При храме в 1898 году открыли попечительство, воскресную женскую школу. На самой высокой точке храма с четырёх сторон установили часы, которые можно было видеть с большого расстояния. В 1939 году, когда собор уже был закрыт, их демонтировали. В 3997 году на соборе смонтировали другие часы, когда началась реставрация храма.
В начале 30-х годов собор был закрыт. Долгие годы в нём размещались склады горсмешторга, где хранились различные товары. А во время Великой Отечественной войны здесь ремонтировали советские танки, которые уходили отсюда на фронт. Уцелевшие на храме колокола извещали горожан о воздушной тревоге. Позже их сняли и увезли.
В период перестройки 90-х годов XX века начались ремонт и реставрация храма: покрыли купола, вставили в окнах стёкла, над куполами величественного собора засияли золочёные кресты. Храм ожил, и в нём началась служба. Одновременно с этим внутри помещения продолжаются ремонт и реставрация. Прихожане жертвуют храму свои иконы и средства.
Фото: А.Кочура, И Соляников. Текст А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"
Адрес Истории - Собор в Бутурлиновке и Трикотажная Фабрика
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 10049
Воскресенская церковь
И если Преображенский собор ожил, то Воскресенская церковь потеряна для потомков навсегда. Её строительство начиналось так. В феврале 1850 года прихожане старой обветшалой деревянной Воскресенской церкви собрались на свой сход и решили построить новую каменную церковь о трёх приделах. В приходе проживало в тот период 5200 душ. Из своей среды сход избрал старателями и попечителями
Т.Н. Моловца, A.M. Погорельца, И.В. Собылю, которым доверялось вести все дела. Протокол схода подписали более 200 человек. Свои подписи под ним поставили также священники Воскресенской церкви Фёдор Иванов и Иоанн Кирилков, а также четыре диакона, полицейский заседатель и волостной писарь. Протокол печатью заверил волостной голова Никита Рыбалкин.
Заверенные документы направили в Бобров и Воронеж. Смету строительства составил инженер Василий Егоров. Из этой сметы выходило, что строительство Воскресенской церкви вместимостью две тысячи человек стоило около 14 тысяч рублей серебром. Подрядчиком по строительству стал острогожский купец Б.С. Марков. Он почти в два раза увеличил стоимость строительства, с чем прихожане вынуждены были согласиться, так как долго искали подрядчика.
Бутурлиновцы долго спорили, где поставить новую церковь. Наконец решили строить её на одной из главных улиц слободы - Широкой (ныне улице Ленина) на её пересечении с нынешней улицей Колодиёва. Строительство церкви шло трудно и долго. Возникало немало различных препятствий. У почти построенной церкви вдруг обвалилась часть купола и подпружные арки из-за плохого материала и нарушений технологии. Работы пришлось приостановить. Через некоторое время их возобновили. Окончательно церковь была построена в 1869 году. Кстати, в этот же год построены Троицкая церковь в Козловке и святого Дмитрия Ростовского в Нижнем Кисляе.
При советской власти Воскресенскую церковь постигла та же участь, что и все остальные - её закрыли. Долгие годы в ней размещалось автотранспортное предприятие. Сама церковь использовалась под гаражи, где ставили грузовые автомашины. В расположенном рядом домике священника из красного кирпича, сохранившегося до наших дней, находилась контора автопредприятия. Рядом с церковью стояла церковно-приходская школа. Позже к ней была сделана пристройка.
После того, как в начале 50-х годов XX века для объединённой автоколонны отвели новую более просторную территорию рядом со старым городским кладбищем, Воскресенскую церковь разрушили. Из её кирпича построили ряд хозяйственных объектов для автоколонны №120. Пригодился кирпич новым властям и от разрушенной Успенской церкви в Козловке. Из него в 30-х годах построили здание Бутурлиновской средней школы №1, а из материала Вознесенской церкви того же села строили бывший цыганский хутор. А кирпич от Казанской церкви в Дмитриевке люди просто растащили по домам для своих хозяйственных нужд.
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 4744