Бутурлиновка

Бутурлиновские церкви

Историческое повествование. А.Т. Докучаев

Наши предки свято хранили память о тех, кто ушел в в мир иной, охраняли их покои. Кладбища считались священным местом, и за ними был организован образцовый уход. При каж­дой церкви имелось своё кладбище (сейчас их в городе, как и прежде, насчитывается семь).

Нынешнее старое городское кладбище, что возле рынка, давно закрытое и заброшенное, относилось к Спасо-Преоб-раженскому собору. Это кладбище, по воспоминаниям старо­жилов города, всегда находилось в идеальном состоянии. Оно было огорожено добротной кирпичной оградой. Его террито­рия освещалась масляными фонарями. Имелась аллея из ред­ких, так называемых плакучих каштанов, саженцы которых специально привозили из-за границы. По территории клад­бища были проложены дорожки, выложенные гранитными плитками. Здесь под сенью деревьев нашли свой вечный по­кои именитые купцы города. Они вносили свои вклады в бла­гоустройство священного для всех места. Величественные надгробные памятники из чёрного и светлого мрамора ещё и сейчас можно увидеть на старом городском кладбище. Перед входом сюда со стороны рынка стояли внушительные ворота с царским гербом наверху и мудрым изречением:

«Мы были такие, как вы, Вы будете такие, как мы».

Сегодня старое городское кладбище, где последнее захо­ронение датируется 1975 годом, представляет собой доволь­но печальное зрелище. Оно запущено и замусорено. Всё это отголоски прежнего атеистического воспитания: раз Бога нет. то всё позволено. Один верующий сказал: «Мусор на кладби­ще оттого, что у людей мусор в душе».

По кладбищу за годы советской эпохи не раз прокатывался смерч разрушений: валяли и разбивали надгробные памятни­ки, выдёргивали кресты, разграблены все склепы богатых бу-турлиновских купцов и заводчиков. С кладбища утащено всё, что представляло хоть какую-то ценность: металлические кре­сты, кованые ограды, даже некоторые памятники.

 

Чудом уцелели шесть надгробных памятников разной ве­личины известной династии купцов Кащенко. Все они из свет­лого мрамора. Самый большой из них, принадлежащий Ва­силию Михайловичу Кащенко, стоит в центре. На нём обо­значены даты жизни именитого купца. Оригинально выпол­нен памятник на могиле Екатерины Кащенко, родственницы Василия Михайловича, умершей в 22 года.

Недалеко от могил Кащенко, на той же стороне, можно уви­деть несколько надгробных памятников известных в городе купцов и заводчиков Шевцовых, владельцев маслозавода. Все они выполнены из светлого полированного мрамора. В цент­ре самый большой на могиле Фёдора Ивановича Шевцова из чёрного мрамора.

 

Многие памятники богатым людям, как трупы, валяются на земле. Это в 20-х - 30-х годах их валяли и крушили, выра­жая тем самым злость на мироедов-кровососов трудового на­рода. Даже стреляли в них из огнестрельного оружия. Такие следы и сейчас можно увидеть на внушительном памятнике из чёрного мрамора купчихи Марфы Ивановны Дыблиной. умершей в 1910 году. Причём пуля попала прямо в центр сло­ва «Господи». А в целом надпись звучит так: «Господи, прими прах ея с миром». Не ведали глупцы, что, выстрелив в про­шлое из пистолета, будущее выстрелит по тебе из пушки.

Памятники Кащенко и Шевцовым стоят неповаленные. Это не значит, что их не коснулась рука вандалов. Склепы здесь тоже были разграблены. Дело в том, что прихожане Преображенского собора, на строительство которого эти купцы давали свои средства, ухаживают за их могилами. Приводят в порядок территорию вокруг них. На Радоницу священники из Преображенского собора с группой прихо­жан посещают могилы купцов-благотворителей и возлага­ют к ним венки. И через столетия бутурлиновцы помнят их добрые дела.

Старое городское кладбище - это своего рода музей под открытым небом, где молено совершить путешествие в про­шлое, при помощи знатных в своё время имён перелистать историю Бутурлиновки, её становление и развитие.

Величественные памятники из чёрного и светлого мрамо­ра стоят на могилах купцов и заводчиков Кистенёва. Песоцкого, Плаксицкого, Летова. Юнченко.

Необычный памятник был установлен на могиле Тимофея Павловича Плаксицкого, родившегося в 1843 году и скончав­шегося в 1906 году. Памятник выполнен из чёрного мрамора и представляет собой шершавый ствол дерева с обрубленны­ми ветками. Смысл этой композиции был понятен, наверное, лишь близким этого человека. Говорят, что он был лесничим.

Надгробные памятники на могилах богатых купцов стави­ли качественные, на века, потому и кажется, что время про­шло мимо них. Они выглядят так, словно их поставили толь­ко вчера. Памятники заказывали главным образом в Москве. Фирма дорожила своей репутацией. Не случайно на некото­рых памятниках и сейчас можно прочитать знак фирмы, вы­полнившей заказ: «Кабанов. Москва. Мясницкая».

Сделать такие дорогие заказы было по карману только лю­дям состоятельным. Простолюдинам такое не доступно. Они обходились деревянными крестами, которые давно сгнили, и следов от них не осталось.

В Бутурлиновке до Октябрьской революции, как уже отме­чалось, действовали шесть православных церквей. У каждой из них своя неповторимая и нелёгкая судьба. Расскажем о двух из них. наиболее характерных: о той. что сохранилась в вих­ре советских времён и о той, что давно разрушена.

 

Спасо-Преображенский Собор в Бутурлиновке

На главной площади города стоит величественный по размерам и красоте Спасо-Преображенский собор. И преж­де, и теперь он являлся главной доминантой города. Он са­мый молодой по сравнению с другими храмами.

 Но это не значит, что бутурлиновцам центральной части города не­где было молиться Богу. Здесь же на бывшей Базарной пло­щади в 1 809 году была построена каменная церковь Пре­ображения. Почти век простояла она здесь. Затем возникла необходимость построить новую, более крупную церковь. Инициатором строительства стал купец первой гильдии. известный меценат В.М. Кащенко. Средства на храм соби­рали всем миром.

Проект строительства составил воронеж­ский архитектор В.В. Стайновский при участии архитек­торов Д.В. Знобишина и С.Л. Мысловского. Подрядчиком по строительству храма стал житель соседней Козловки Павел Иванович Филатов, имевший в этом деле немалый опыт. Красный кирпич для строительства собора изготав­ливали на заводе в селе Пузеве, что в 23-х километрах. Ка­чество кирпича было высокое не только потому, что для свя­того дела выполнялось всё на совесть, но и мастера име­лись высококлассные и сырьё добротное.

Активный участник строительства, имя которого зане­сено на закладную доску храма, Алексей Иванович Момров позже рассказывал своей внучке Елизавете Степанов­не Селивановой, которой сейчас перевалило за 90 лет, как велось сооружение величественного собора. Мастера были приезжие, а подсобных рабочих собирали не только в сло­боде, но и по всей округе согласно доведённой разнарядке. В окрестных сёлах собирали яйца, которые требовались для приготовления раствора, чтобы он был крепче. Старатели собирали пожертвования.

Строительная площадка напоминала огромный муравей­ник. Тут смешались вместе «кони, люди». Работа кипела с утра до вечера. Очень много приходилось выполнять тяжёлых зем­ляных работ. Выбранный грунт вывозили на повозках. У стройплощадки росли горы красного кирпича. Люди не жа­лели сил для богоугодного дела.

 Будучи старателем, Алексей Иванович всё время занимал­ся делами стройки. Жил он неподалёку на улице Штаньковка (ныне улица Коммунистическая) в хорошем двухэтажном доме по соседству с купцами Нечёсовыми. Кроме лошади, другого богатства не имел. После Октябрьской революции новые вла­сти конфисковали дом, и семье Момрова пришлось скитаться по частным квартирам. Хорошо, что не сослали.

Работы по строительству храма велись на протяжении семи лет, с 1886 по 1893 год. По словам специалистов. Преобра­женский собор и тогда, и теперь является самым крупным и сложным по своей объёмно-пространственной композиции и декору памятником архитектуры конца XIX столетия.

Несмотря на превратности судьбы, времена воинствую­щего атеизма, в храме чудом сохранилась закладная доска. представляющая собой большую плиту из светлого мрамо­ра, на которой золотом высечены слова, раскрывающие важ­ную страницу истории храма - его возведение. Полностью приведём текст.

«Храм сей Преображенский начат постройкой 1886 год. По плану, составленному архитектором Стайновским, ут­верждённому преосвященником Серафимом, архиеписко­пом Воронежским и Задонским при о. священниках Симе­оне Михайлове Чернышеве и о. Симеоне Петрове Адамо­ва. При церковном старосте Бобровском 1-й гильдии купце Василие Михайловиче Кащенко. Старателями во всё время постройки сего храма были крестьяне слободы Бутурлинов-ки Фёдор Иванович Шевцов, Фёдор Михайлович Головча-нов и Алексей Иванович Момров. Построен этот храм на средства прихожан, которые собирались старателями доб­рохотными пожертвованиями оных.

Иконостас же и киоты все устроены на средства пожертво­ванными сыновьями Василия Михайловича Кащенко Алек­сеем, Александром и Иваном. Окончен и освящён сей храм в

1893 году преосвященным Анастасией—епископом Воронеж­ским и Задонским при священниках о. Симеоне Михайлове Чернышове и о. Иоанне Алексеевиче Игнатове, при церков­ном старосте Алексее Васильевиче Кащенко».

Освящение собора длилось II, 12 и 13 июля 1893 года. Его провёл глава Воронежской и Задонской епархии епископ Ана­стасий Добрадин. Он специально по этому случаю приехал в Бутурлиновку. В дни освящения храма состоялось крещение новорожденных.

Прихожан поразило внутреннее убранство храма. Иконос­тас и все киоты были мраморные резные итальянской рабо­ты. Альфрейные работы и роспись стен отделаны под мра­мор. Они выполнены московскими мастерами.

При храме служили семь человек: три священника, один диакон и три псаломщика. Настоятелем храма пребывал отец Иоанн Алексеевич Игнатов, который был назначен ещё к стро­ящемуся храму в августе 1886 года. При нём священниками были Василий Васильевич Цветков и Ипполит Дмитриевич Мишин, диакон Николай Петрович Корыстин. псаломщика­ми являлись Григорий Михайлович Автономов, Дмитрий Ро­манович Карасёв и Илья Алексеевич Потанин.

Старостой храма вплоть до революции 1917 года после умершего отца Василия Михайловича стал именитый купец Алексей Васильевич Кащенко. Он был самым старшим из трёх сыновей Василия Михайловича.

Приход Спасо-Преображенского собора составлял 1044 двора с общим населением 6600 человек. В метрической кни­ге ЗАГСа за 1906 год есть запись о смерти диакона Дмитрия Ивановича Ягодкина. До прихода в храм он служил народ­ным учителем. Его дочь тоже была учительницей, работала в Бутурлиновке. Она приходится матерью известного воронеж­ского писателя Юрия Даниловича Гончарова, автора более чем 30 книг. Именем писателя названа центральная районная библиотека. Писатель не раз бывал в Бутурлиновке. Однажды он признался мне, что в книге «Жизнь тому назад» нарисован прообраз нашего города.

В начале 90х годов XX века Спасо-Преображенский со­бор был передан в ведение епархии. Начались реставраци­онные работы. Они ведутся, главным образом, на пожертво­вания. У собора есть три придела. Центральный придел на­зван в честь Преображения Господня.

При храме в 1898 году открыли попечительство, воскрес­ную женскую школу. На самой высокой точке храма с четы­рёх сторон установили часы, которые можно было видеть с большого расстояния. В 1939 году, когда собор уже был зак­рыт, их демонтировали. В 3997 году на соборе смонтировали другие часы, когда началась реставрация храма.

В начале 30-х годов собор был закрыт. Долгие годы в нём размещались склады горсмешторга, где хранились различные товары. А во время Великой Отечественной войны здесь ре­монтировали советские танки, которые уходили отсюда на фронт. Уцелевшие на храме колокола извещали горожан о воз­душной тревоге. Позже их сняли и увезли.

В период перестройки 90-х годов XX века начались ремонт и реставрация храма: покрыли купола, вставили в окнах стёк­ла, над куполами величественного собора засияли золочёные кресты. Храм ожил, и в нём началась служба. Одновременно с этим внутри помещения продолжаются ремонт и реставра­ция. Прихожане жертвуют храму свои иконы и средства.

Фото: А.Кочура, И Соляников. Текст А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"

 

 

Адрес Истории - Собор в Бутурлиновке и Трикотажная Фабрика

 

 

 

И если Преображенский собор ожил, то Воскресенская церковь потеряна для потомков навсегда. Её строительство начиналось так. В феврале 1850 года прихожане старой об­ветшалой деревянной Воскресенской церкви собрались на свой сход и решили построить новую каменную церковь о трёх приделах. В приходе проживало в тот период 5200 душ. Из своей среды сход избрал старателями и попечителями

Т.Н. Моловца, A.M. Погорельца, И.В. Собылю, которым до­верялось вести все дела. Протокол схода подписали более 200 человек. Свои подписи под ним поставили также свя­щенники Воскресенской церкви Фёдор Иванов и Иоанн Кирилков, а также четыре диакона, полицейский заседатель и волостной писарь. Протокол печатью заверил волостной голова Никита Рыбалкин.

Заверенные документы направили в Бобров и Воронеж. Смету строительства составил инженер Василий Егоров. Из этой сметы выходило, что строительство Воскресенской цер­кви вместимостью две тысячи человек стоило около 14 тысяч рублей серебром. Подрядчиком по строительству стал остро­гожский купец Б.С. Марков. Он почти в два раза увеличил стоимость строительства, с чем прихожане вынуждены были согласиться, так как долго искали подрядчика.

Бутурлиновцы долго спорили, где поставить новую цер­ковь. Наконец решили строить её на одной из главных улиц слободы - Широкой (ныне улице Ленина) на её пересече­нии с нынешней улицей Колодиёва. Строительство церкви шло трудно и долго. Возникало немало различных препят­ствий. У почти построенной церкви вдруг обвалилась часть купола и подпружные арки из-за плохого материала и на­рушений технологии. Работы пришлось приостановить. Через некоторое время их возобновили. Окончательно цер­ковь была построена в 1869 году. Кстати, в этот же год по­строены Троицкая церковь в Козловке и святого Дмитрия Ростовского в Нижнем Кисляе.

При советской власти Воскресенскую церковь постигла та же участь, что и все остальные - её закрыли. Долгие годы в ней размещалось автотранспортное предприятие. Сама цер­ковь использовалась под гаражи, где ставили грузовые авто­машины. В расположенном рядом домике священника из крас­ного кирпича, сохранившегося до наших дней, находилась контора автопредприятия. Рядом с церковью стояла церковно-приходская школа. Позже к ней была сделана пристройка.

После того, как в начале 50-х годов XX века для объеди­нённой автоколонны отвели новую более просторную терри­торию рядом со старым городским кладбищем, Воскресенс­кую церковь разрушили. Из её кирпича построили ряд хозяй­ственных объектов для автоколонны №120. Пригодился кир­пич новым властям и от разрушенной Успенской церкви в Коз­ловке. Из него в 30-х годах построили здание Бутурлиновской средней школы №1, а из материала Вознесенской церкви того же села строили бывший цыганский хутор. А кирпич от Казанской церкви в Дмитриевке люди просто растащили по домам для своих хозяйственных нужд.

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2023 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх