Бутурлиновские церкви
Историческое повествование. А.Т. Докучаев
Крестовоздвиженская церковь
В полуразрушенном состоянии стоит Крестовоздвиженская церковь у дороги на Козловку, построенная в 1844 году в традициях русской архитектуры. Первым старостой церкви был Никифор Алексеевич Патока, которого после его смерти сменил его сын Павел.
Храм строили на средства прихожан, свои пожертвования вносил заводчик Фёдор Иванович Шевцов, Другие именитые купцы и владельцы предприятий. В 1844 году состоялось освящение храма. Центральный алтарь освящён в честь Воздвижения Креста Господня, левый придел - в память о летней Казанской иконе Божьей Матери, а правый - в воспоминание Преполовения Пятидесятницы.
Иконостас староста Н.А.Патока специально заказывал в Гатчине, ему в этом помогали влиятельные люди из Петербурга, приближённые к царскому двору. Иконостас был необыкновенной красоты, выполненный из красного дерева и украшенный серебряными пластинами.
На старой, дореволюционной фотографии, можно увидеть и колокольню, и крест над главным куполом Крестовоздвиженской церкви, каких сейчас нет.
В годы гонения на церковь всё внутреннее убранство храма было разрушено и разграблено. Защищая святыню, погиб алтарник по имени Владимир. Старожилы Заречного до сих пор помнят об этом человеке, принявшем мученическую смерть.
В начале ЗОх годов, когда церковь уже закрыли, по указанию новых властей сломали колокольню, а перед самой войной, в 1941 году, уничтожили церковную ограду. Пытались сорвать крест с главного купола, но не удалось. Долго ещё стояла церковь с покосившимся крестом, пока местные казаки не сняли его и спрятали до лучших времён.
Почти полвека существовала в Крестовоздвиженском храме архиерейская кафедра. Храм был соборным в слободе Бутурлиновке. После строительства нового храма в центре слободы таковым стал Спасо-Преображенский собор с 1893 года.
В 2006 году Крестовоздвиженская церковь была передана в ведение Воронежско-Борисоглебской епархии. 26 сентября 2006 года при большом стечении прихожан состоялось её освящение. Однако следы от гонений на церковь видны и сейчас. И все же она возраждается. Есть тут свой священник. Им стал Николай Соболев. Спонсорскую помощь церкви оказывает генеральный директор ООО "Фартуна" Ю.И. Матузов.
А.Т.Докучаев. Фото А.Кочура, И. Соляников
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 4569
Борьба с церковью
Начатая в крупных городах борьба с церковью по изъятию ценностей докатилась и до провинции. Целые вагоны с колоколами шли из Центрального Черноземья на медеплавильные заводы. Советские власти как всегда прикрывались «мнением народа» и «требованиями трудящихся», чинили беспредел по отношению к церкви. Принародно сбрасывали колокола, во время богослужения врывались в храмы, арестовывали священников, всячески охаивали их. Послушные властям газеты охотно подпевали им.
Нельзя сказать, что народ безмолвствовал. Попытки оказать сопротивление в нашем районе отмечались не один раз, начиная с первых лет советской власти. Например, весной 1919 года во время описи церковного имущества в Козловке вспыхнуло восстание. При этом два милиционера были убиты, а приехавшую комиссию избили и с шумом выдворили из села. Однако вскоре комиссия вернулась с вооружёнными красноармейцами и силой навела «порядок».
Ещё один случай противодействия людей разграблению церквей отмечен в 1929 году в селе Пузеве. Когда из Бутур-линовки в село приехали воинствующие безбожники и потребовали отдать им иконостас, колокола и все церковные ценности, то встретили упорное сопротивление. Тут произошёл редкий случай, когда сам председатель сельского совета Сазонов, видимо, не утративший духовно-нравственных качеств, выступил с возражением непрошенным гостям. Однако безбожники забрались на колокольню и сбросили оттуда главный благовестный колокол храма весом в сто пудов. При падении с большой высоты колокол разбил красивую паперть, отделанную фарфоровой плиткой. Разбившись на части, колокол ушёл в землю. Пока незваные пришельцы извлекали разбитые куски колокола из земли, собравшиеся у церкви возмущённые люди не дали сорвать с купола храма кресты. Когда безбожники уехали, Сазонов со своими односельчанами разобрал иконостас, бережно завернул его в брезент и спрятал в надёжном месте.
С 1930 по 1943 год Покровский храм в Пузеве оставался закрытым, и его здание никак не использовалось. В 1943 году его вновь открыли при том же председателе сельсовета. К храму собрали людей, вытащили из тайника сохранившийся иконостас и установили его на прежнем месте. С тех пор Покровский храм, один из старейших в районе, никогда не закрывался и продолжает действовать до сих пор. При храме есть воскресная школа, библиотека духовно-нравственной литературы.
Гонения на церковь не ограничились снятием крестов и колоколов, изъятием ценностей. Вскоре началось разрушение церковных зданий. Ни одной церкви не осталось в самых крупных сёлах района - Козловке, Гвазде, Великоархангельском, Клёповке. От них не осталось даже фундаментов. Но кое-где полуразрушенные храмы в районе всё же остались.
За год до восстания декабристов, в 1824 году, в селе Филиппенкове построили каменную церковь св. Иоакима и Анны. Построили добротно из местного кирпича. Богато было внутреннее убранство. В церкви действовало водяное отопление, трубы были из меди. Имелась колокольня. Помимо основной функции она хорошо выручала селян. Колокола звонили не только по религиозным праздникам, но и в сильную метель, чтобы заблудившийся путник по колокольному звону сумел найти дорогу к селу, к своему дому. При советской власти эту церковь полностью разграбили. Сбросили колокола, сняли железо с крыши, утащили трубы. Само помещение стали использовать для хранения зерна. В 50-е годы не раз предпринимались попытки развалить церковь до основания, а кирпич использовать для строительства хозяйственных объектов, но ничего из этого не получилось. Кирпичи по отдельности не отламывались, а лишь монолитами. Это признак того, что очень крепок был раствор. Этот раствор готовили из извести, в которую добавляли сырые куриные яйца. Так делали и в других сёлах. Церковь осталась на долгие годы полуразрушенной.
Как только в селе Заречном в 30-х годах создали первые колхозы, местные Крестовоздвиженскую и Феодосиевскую церкви стали использовать для хранения зерна. Причём, у каждой, как отмечалось, отломали колокольню. Видимо, для того, чтобы церковь больше была похожа на хозяйственный склад. Из кирпича взорванной в 30-е годы Успенской церкви в Бутурлиновке во время войны построили взлётную полосу аэродрома. В Карайчевке в Покровской церкви и в Георгиевской церкви села Елизаветина размещались сельские клубы. В Троицкой церкви в селе Васильевке и Вознесенской церкви села Озерки размещались склады местных хозяйств. В годы советской власти развалили и единственную в районе старообрядческую церковь в Колодеевке и построили из её материала клуб. Местные старообрядцы остались без своей церкви. В Гвазде и Клеповке из кирпича разрушенных церквей построили школы.
В церкви Св. Дмитрия Ростовского, что в Н.-Кисляе, закрытой в 1932 году, за долгое время атеизма чего только не было: и зерносклад, и ремонтная мастерская, и даже тюрьма для временного содержания военнопленных неприятельской армии во время минувшей войны. Здание церкви, которое пытались после закрытия взорвать, с некоторыми повреждениями сохранилось до сих пор. Здесь после ремонта проходит служба.
В пылу воинствующего атеизма могли бы разрушить все храмы до основания, но у новых хозяев жизни не хватало помещений под склады, особенно для хранения зерна, а церкви подходили для этого как нельзя лучше. Вот и приспособили храмы под склады, сняв с них кресты, а кое-где и купола. В таком виде полуразрушенные храмы дожили до наших дней, но и сейчас они напоминают нам о своём былом величии. Лишь три церкви в районе сохранились полностью, не считая внутреннего убранства: две в Бутурлиновке и одна в Пузеве. шесть остались в полуразрушенном состоянии. Грабили не только Храмы, но и самих священников. Так, у священника Козловской церкви Дмитрия Богомолова изъяли собственные дом и паравую мельницу.
А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 4062
Бутурлиновское викариатство
Сегодня мало кому из земляков известно, что в 20-х годах прошлого века существовало Бутурлиновское викариатство, которое, как правило, возглавлял епископ. Бутурлиновское викариатство было образовано 7 января 1924 года Патриархом Всея Руси Тихоном. Первым викарием, епископом Бутурлиновским стал Митрофан (Поликарпов). Он родился в 1871 году в селе Истобное, ныне Репьёвского района, в семье священника. Время его служения в Бутурлиновке было самым неблагоприятным: советские власти устраивали гонения на церковь.
В этот период епископу Митрофану под угрозой ареста предложили уехать, но 13 марта 1924 года он написал заявление в ОГПУ, в котором сообщал, что долг перед Господом не даёт ему возможности оставить паству. 22 марта того же года он был арестован в Воронеже и находился в заключении, а затем до февраля 1925 года в ссылке. Умер он в 1934 году. Известен он не только как церковный деятель, но и как педагог и краевед. 22 декабря 1925 года на Бутурлиновское викариатство был назначен другой Митрофан (Русинов) (1881 - 1939). В том же году он был замечен в григорианском расколе. Однако в 1932 году принёс покаяние. Затем управлял Старооскольской, Полтавской и Одесской епархиями.
В январе 1931 года на Бутурлиновское викариатство назначен епископ Василий (Беляев), дальнейшая судьба которого неизвестна.С 10 мая 1931 года епископом Бутурлиновским стал Мефо-дий (Абрамкин). В 1933 году он был назначен на Пятигорскую кафедру. После 1933 года епископы на Бутурлиновское викариатство не назначались. Оно прекратило своё существование. Гонения на церковь продолжались.Много священников в стране было репрессировано и расстреляно. Такая участь не обошла и наших священников. Многих из них отправили в Бобровскую тюрьму, построенную задолго до этого. Повод был самый разный: «богослужение на дому», «недоносительство», «помощь ссыльному духовенству» и совсем абсурдное обвинение: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются» и многие другие обвинения.
Священник Александр Архангельский родился в 1874 году в селе Сошки бывшего Липецкого уезда в семье псаломщика. В 1896 году окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил в храм псаломщиком. Там он познакомился с дочерью протоиерея Екатериной и женился на ней. В 1904 году Александр Николаевич рукоположен в сан диакона ко храму села Сторожевые Выселки Воронежской епархии. К этому времени у него уже было семь детей. При советской власти подвергался гонениям. В 1918 году местные стражи порядка хотели его арестовать и расстрелять, но ему с трудом удалось скрыться. Пришлось поменять немало мест. Большую помощь оказывали тут прихожане...
Наконец из глухой провинции он добрался до Воронежа. Здесь он получил назначение в храм села Липовка. затем попал в храм села Мечётка. Оттуда его направили служить в Успенскую церковь слободы Бутурлиновки Воронежской епархии. Во время служения в Бутурлиновке отец Александр был возведён в сан протоиерея и назначен благочинным. Однако воинствующие атеисты и карательные органы не оставили его в покое. 8 апреля 1930 года отец Александр был арестован и посажен в тюрьму. На допросах в воронежской тюрьме виновным себя не признал. Он был безжалостно расстрелян.
Как сообщила газета «Православный Воронеж» за апрель 2002 года, Александр Архангельский причислен к лику святых новомучеииков - небесных заступников наших. На епархиальном собрании, состоявшемся в Воронеже 28 февраля 2002 года, был установлен день празднования соборной памяти всех святых епархии. Там записано: «свяшен-номученик Александр Архангельский протоиерей (1930). Память 20 июля (2 августа)». В той же Успенской церкви в 20-х годах прошлого века священником служил Леонтий Семенович Доросевич. У него было много детей, дочь Надежда хорошо пела в церковном хоре. Священник пользовался уважением у прихожан, поскольку был благородным человеком.Затем его перевели в соседнюю Дмитриевку, а оттуда в Лосевский район. Это было трудное для церкви время. В 1933 году отца Леонтия арестовали и увезли в Воронеж, где он бесследно исчез, как и многие другие представители духовенства.
Его внучка, дочь Надежды, Ольга Яковлевна Куликова, живущая сейчас в Бутурлиновке, унаследовала от матери певческий талант. Она несколько лет руководит хором ветеранов «Черемуш-ка», хорошо играет на баяне. Она и ее близкие сохранили память о своем деде, разделившего горькую участь своих единоверцев. Расскажем о других священниках, пострадавших за веру.Иеромонах Мелхисидек (в миру Михаил Фёдорович Хух-рянский) родился в 1887 году в слободе Бутурлиновке Бобровского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. После окончания земской школы поступил послушником в Ва-луйский монастырь.
В 1914 году Михаил Фёдорович был призван в армию. Служил в Звенигородском полку на Северо-Западном фронте рядовым солдатом. В конце 1917 года демобилизовался и вернулся в родную Бутурлиновку. На жизнь стал зарабатывать сапожным делом. Однако его душа тянулась к Богу. В 1927 году он переехал в Воронеж. Бывший настоятель Валуйского монастыря архимандрит Игнатий (Бирюков), хорошо знавший Михаила, порекомендовал его церковному совету Алексеевс-кого монастыря.
В 1928 году Михаил был рукоположен в сан диакона. В том же году по его просьбе архимандрит Игнатий совершил постриг с наречением имени Мелхиседек. Потом вновь судьба забросила его в Бутурлиновку, в церковь, где служил благочинный священник Александр Архангельский. Это была Успенская церковь. Во время одной из служб к нему подошли крес тьяне и попросили его поехать служить к ним в село Рудня (ныне Воробьёвского района). Получив благословение благочинного, он 11 марта 1930 года переехал в Рудню. 15 марта того же года священника арестовали. Его обвинили в антисоветской и антиколхозной агитации. Иеромонах Мелхиседек виновным себя не признал и был расстрелян.
Священник Николай Шабашев родился в 1873 году. Ему довелось служить в слободе Бутурлиновке. В 1932 году он был арестован и сослан в Вологодскую губернию. Здесь вместе с другими ссыльными корчевал лес, занимался прокладкой дорог в труднодоступных местах. От непосильной работы и нечеловеческих условий жизни он заболел и чуть больше года после ареста скончался на каторге. Василий Митрофанович Богатырёв родился в 1882 году. В начале XX века служил в Троицкой церкви, что была в Козловке нашего района, в 20-х годах - в Калаче. С 1930 года, когда шли гонения на церковь, уехал в Лиски. Здесь жил и работал бухгалтером. В 1938 году он был арестован и «тройкой» УНКВД приговорён к расстрелу, что и было сделано.
Александр Николаевич Медведев был настоятелем Вознесенской церкви в Козловке. Потом он переехал в Воронеж, где служил в Никольском храме. В 1935 году он стал лидером обновленческой епархии в Воронеже. Сам возвёл себя в сан митрополита. Одновременно являлся настоятелем Никольского собора. Жил при нём в сторожке. В феврале 1936 года его обвинили в антисоветской пропаганде и на пять лет сослали в Северный край. В 1937 году расстреляли двух священников того же собора, а через год и священника, который сочинил на них ложный донос. Уроженец Бутурлиновки Василий Николаевич Мирозвуков после окончания в 1906 году в Москве регентских курсов переехал в Томск. Руководил там хором архиерейской Крестовой церкви и соединённым хором ряда церквей. В 1937 году этот священник был необоснованно репрессирован и расстрелян.
Притесняли не только священников. Старостой Успенского храма до революции работал Василий Яковлевич Хмелёв. Недалеко от церкви был у него неплохой дом, в котором он жил со своей семьёй - женой, сыном и замужней дочерью с детьми. Новые советские власти выгнали Василия Яковлевича из своего дома, и он поселился во времянке, стоящей во дворе. Новые власти разместили в доме контору бывшего Красного сельсовета, а после его упразднения тут надолго обосновался детсад. Внук раскулаченного деда Иван Никитович Кряч-ко, живущий в Бутурлиновке и долгие годы работавший в узле связи, с горечью рассказывал мне о том трудном времени, о непростой судьбе своего предка, скончавшегося в 20-х годах прошлого века. Одно время старостой церкви был Павел Иванович Голиков, но к нему судьба оказалась благосклоннее.
Железный каток репрессий подминал под себя всех подряд. Притеснениям подвергались и так называемые фёдоровцы. Эту секту в 20-х годах XX века в Петропавловском районе основал Фёдор Рыбалкин. По его имени и назвали секту. Эта вера быстро распространилась на юге Воронежской области. Группа федоровцев существовала и в Бутурлиновском районе. Её членов арестовали и сослали в Сибирь. В 1967 году фёдоровцы вернулись из ссылки. Несколько их семей переселились в село Тишанку Таловского района, где продолжала действовать секта, отрицательно относившаяся к советской власти. В 2008 году в ней насчиталось полсотни членов. Сейчас секта не имеет перспективы своего развития.
Была такая секта и в селе Басовке соседнего, Павловского района. Во время войны фёдоровцы с надеждой ждали пришествия фашистов, видя в них освободителей от большевистского режима. Летом 1942 года многие жители села эвакуировались, а фёдоровцы остались. Они разместились в придонском лесу, вырыли там землянки и стали ждать «освободителей». Однако всё обернулось трагедией. Фашисты приняли сектантов за партизан, каких тогда было много в этих местах, и всех расстреляли. Погибло более 60 человек, из них 18 детей.
Волны преследований не раз накатывались на церковь. Были они и при Сталине, и при Хрущёве, неприятие чувствовалось и в так называемый застойный период. И только в период перестройки начала 90-х годов прошлого века отношение к церкви изменилось в лучшую сторону. Многие церковные здания были переданы в распоряжение епархий, началась их реставрация. Сами руководители государства, политики стали посещать храмы, а это явилось знаком того, что новые власти лояльно относятся к религии, уважают чувства верующих не на словах, а на деле.
А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 4859
Атеистическая пропаганда
Сейчас даже с трудом верится, что в стране и области в 20-е -30-е годы активно велась борьба с религией. Атеистическая пропаганда с каждым годом набирала темпы, использовались различные формы и методы борьбы с «религиозным дурманом». В области был создан союз безбожников, а в районах действовали кружки и ячейки. Первый областной съезд союза безбожников прошёл в 1928 году. Затем состоялась читательская конференция безбожных газет и журналов. На этой конференции была поставлена задача резко увеличить подписку на эти издания, распространение безбожных книг. В области был объявлен «месячник книги». Цель данного месячника заключалась в том. чтобы все библиотеки, избы-читальни, клубы, красные уголки и школы запаслись новейшей безбожной и естественнонаучной литературой применительно к запросам безбожных ячеек и кружков по рекомендованным спискам облоно и союза безбожников.
Такая работа проводилась и в Бутурлиновском районе, где имелись свои активисты-атеисты. Этот период нашёл своё отражение и в названиях. В Бутурлиновке на протяжении многих лет существовал переулок Безбожников, который располагался между улицами Октябрьской и Петровской. Вообще слово «безбожник» в тот период было очень распространено. Им называли сёла, союзы, клубы, кружки. Под Воронежем до 2008 года существовал посёлок Безбожник.
Пройдут годы, и всё, как говорится, «вернётся на круги своя». Словами, имеющими отношение к православной вере. будут называть воскресные школы, ансамбли, клубы. Это «Радонеж», «Рождество». «Пересвет» и другие. Значит, истории свойственно повторяться.
Вера в Бога у русского народа оказалась сильной, потому что она формировалась веками. Вот почему, как ни пытались в советское время вытравить её из народа, до конца так сделать не удалось. Партийные и комсомольские организации вели постоянную антирелигиозную пропаганду и агитацию, организовывали различные массовые мероприятия в противовес религиозным праздникам. На страницах районной газеты и в стенной печати часто звучал призыв: «Атеистам - наступать!». Особенно пристальное внимание атеистической работе в советский период уделяли партийные и комсомольские организации колхоза имени Чапаева, что располагался в Пузеве. И не случайно, так как здесь действовала православная церковь.
Райком партии постоянно призывал местных идеологов бороться с «религиозным дурманом». Местный партком регулярно составлял план мероприятий по борьбе с религией, мобилизовывал на это самых активных коммунистов. Внедряли новые советские праздники и обряды. Например, проводы русской зимы, масленица, торжественная регистрация браков и новорождённых. Последние делались для того, чтобы вытеснить церковные венчания и крещения.
Несмотря на это, люди не забыли дорогу к храму. Секретарь парткома того же колхоза 3. Теслина в своей статье в районной газете за 1968 год посетовала на то, что при проверке выяснилось, что многие коммунисты имеют у себя дома иконы, крестят своих детей, чем нарушают требования устава партии. В 1966 году в селе из 119 новорождённых окрестили 96. Автор с удовлетворением отмечает, что благодаря наступательной атеистической работе количество крещений сократилось.
В ходе перестройки всей социально-экономической и общественной жизни в стране конца XX века люди больше стали проявлять интерес к истории православия, святым местам, биографиям святых и их деяниям.
А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 4346