Бутурлиновка

Бутурлиновские церкви

Историческое повествование. А.Т. Докучаев

В полуразрушенном состоянии стоит Крестовоздвиженская церковь у дороги на Козловку, построенная в 1844 году в традициях русской архитектуры. Первым старостой церкви был Никифор Алексеевич Патока, которого после его смерти сменил его сын Павел.

Храм строили на средства прихожан, свои пожертвования вносил заводчик Фёдор Иванович Шевцов, Другие именитые купцы и владельцы предприятий. В 1844 году состоялось освящение храма. Центральный ал­тарь освящён в честь Воздвижения Креста Господня, левый придел - в память о летней Казанской иконе Божьей Матери, а правый - в воспоминание Преполовения Пятидесятницы.

Иконостас староста Н.А.Патока специально заказывал в Гатчине, ему в этом помогали влиятельные люди из Петер­бурга, приближённые к царскому двору. Иконостас был нео­быкновенной красоты, выполненный из красного дерева и украшенный серебряными пластинами.

На старой, дореволюционной фотографии, можно увидеть и колокольню, и крест над главным куполом Крестовоздвиженской церкви, каких сейчас нет.

В годы гонения на церковь всё внутреннее убранство хра­ма было разрушено и разграблено. Защищая святыню, по­гиб алтарник по имени Владимир. Старожилы Заречного до сих пор помнят об этом человеке, принявшем мучени­ческую смерть.

В начале ЗОх годов, когда церковь уже закрыли, по указа­нию новых властей сломали колокольню, а перед самой вой­ной, в 1941 году, уничтожили церковную ограду. Пытались сорвать крест с главного купола, но не удалось. Долго ещё стояла церковь с покосившимся крестом, пока местные каза­ки не сняли его и спрятали до лучших времён.

Почти полвека существовала в Крестовоздвиженском хра­ме архиерейская кафедра. Храм был соборным в слободе Бутурлиновке. После строительства нового храма в центре сло­боды таковым стал Спасо-Преображенский собор с 1893 года.

В 2006 году Крестовоздвиженская церковь была передана в ведение Воронежско-Борисоглебской епархии. 26 сентября 2006 года при большом стечении прихожан состоялось её ос­вящение. Однако следы от гонений на церковь видны и сей­час. И все же она возраждается. Есть тут свой священник. Им стал Николай Соболев. Спонсорскую помощь церкви оказы­вает генеральный директор ООО "Фартуна" Ю.И. Матузов. 

 

 

 

 

 

А.Т.Докучаев. Фото А.Кочура, И. Соляников

Начатая в крупных городах борьба с церковью по изъятию ценностей докатилась и до провинции. Целые вагоны с коло­колами шли из Центрального Черноземья на медеплавильные заводы. Советские власти как всегда прикрывались «мнени­ем народа» и «требованиями трудящихся», чинили беспредел по отношению к церкви. Принародно сбрасывали колокола, во время богослужения врывались в храмы, арестовывали свя­щенников, всячески охаивали их. Послушные властям газеты охотно подпевали им.

 

Нельзя сказать, что народ безмолвствовал. Попытки ока­зать сопротивление в нашем районе отмечались не один раз, начиная с первых лет советской власти. Например, весной 1919 года во время описи церковного имущества в Козловке вспых­нуло восстание. При этом два милиционера были убиты, а при­ехавшую комиссию избили и с шумом выдворили из села. Однако вскоре комиссия вернулась с вооружёнными красно­армейцами и силой навела «порядок».

 

Ещё один случай противодействия людей разграблению церквей отмечен в 1929 году в селе Пузеве. Когда из Бутур-линовки в село приехали воинствующие безбожники и по­требовали отдать им иконостас, колокола и все церковные ценности, то встретили упорное сопротивление. Тут произо­шёл редкий случай, когда сам председатель сельского сове­та Сазонов, видимо, не утративший духовно-нравственных качеств, выступил с возражением непрошенным гостям. Однако безбожники забрались на колокольню и сбросили оттуда главный благовестный колокол храма весом в сто пу­дов. При падении с большой высоты колокол разбил краси­вую паперть, отделанную фарфоровой плиткой. Разбившись на части, колокол ушёл в землю. Пока незваные пришельцы извлекали разбитые куски колокола из земли, собравшиеся у церкви возмущённые люди не дали сорвать с купола храма кресты. Когда безбожники уехали, Сазонов со своими одно­сельчанами разобрал иконостас, бережно завернул его в бре­зент и спрятал в надёжном месте.

 

С 1930 по 1943 год Покровский храм в Пузеве оставался закрытым, и его здание никак не использовалось. В 1943 году его вновь открыли при том же председателе сельсове­та. К храму собрали людей, вытащили из тайника сохра­нившийся иконостас и установили его на прежнем месте. С тех пор Покровский храм, один из старейших в районе, никогда не закрывался и продолжает действовать до сих пор. При храме есть воскресная школа, библиотека духов­но-нравственной литературы. 

 

Гонения на церковь не ограничились снятием крестов и ко­локолов, изъятием ценностей. Вскоре началось разрушение церковных зданий. Ни одной церкви не осталось в самых круп­ных сёлах района - Козловке, Гвазде, Великоархангельском, Клёповке. От них не осталось даже фундаментов. Но кое-где полуразрушенные храмы в районе всё же остались.

 

За год до восстания декабристов, в 1824 году, в селе Филиппенкове построили каменную церковь св. Иоакима и Анны. Построили добротно из местного кирпича. Богато было внутреннее убранство. В церкви действовало водяное отопление, трубы были из меди. Имелась колокольня. По­мимо основной функции она хорошо выручала селян. Коло­кола звонили не только по религиозным праздникам, но и в сильную метель, чтобы заблудившийся путник по колоколь­ному звону сумел найти дорогу к селу, к своему дому. При советской власти эту церковь полностью разграбили. Сбро­сили колокола, сняли железо с крыши, утащили трубы. Само помещение стали использовать для хранения зерна. В 50-е годы не раз предпринимались попытки развалить церковь до основания, а кирпич использовать для строительства хо­зяйственных объектов, но ничего из этого не получилось. Кирпичи по отдельности не отламывались, а лишь моноли­тами. Это признак того, что очень крепок был раствор. Этот раствор готовили из извести, в которую добавляли сырые куриные яйца. Так делали и в других сёлах. Церковь оста­лась на долгие годы полуразрушенной.

 

Как только в селе Заречном в 30-х годах создали первые колхозы, местные Крестовоздвиженскую и Феодосиевскую церкви стали использовать для хранения зерна. Причём, у каждой, как отмечалось, отломали колокольню. Видимо, для того, чтобы церковь больше была похожа на хозяйственный склад. Из кирпича взорванной в 30-е годы Успенской церк­ви в Бутурлиновке во время войны построили взлётную полосу аэродрома. В Карайчевке в Покровской церкви и в Ге­оргиевской церкви села Елизаветина размещались сельские клубы. В Троицкой церкви в селе Васильевке и Вознесенс­кой церкви села Озерки размещались склады местных хо­зяйств. В годы советской власти развалили и единственную в районе старообрядческую церковь в Колодеевке и постро­или из её материала клуб. Местные старообрядцы остались без своей церкви. В Гвазде и Клеповке из кирпича разру­шенных церквей построили школы.

 

В церкви Св. Дмитрия Ростовского, что в Н.-Кисляе, зак­рытой в 1932 году, за долгое время атеизма чего только не было: и зерносклад, и ремонтная мастерская, и даже тюрьма для вре­менного содержания военнопленных неприятельской армии во время минувшей войны. Здание церкви, которое пытались после закрытия взорвать, с некоторыми повреждениями со­хранилось до сих пор. Здесь после ремонта проходит служба.

 

В пылу воинствующего атеизма могли бы разрушить все храмы до основания, но у новых хозяев жизни не хватало по­мещений под склады, особенно для хранения зерна, а церкви подходили для этого как нельзя лучше. Вот и приспособили храмы под склады, сняв с них кресты, а кое-где и купола. В таком виде полуразрушенные храмы дожили до наших дней, но и сейчас они напоминают нам о своём былом величии. Лишь три церкви в районе сохранились полностью, не счи­тая внутреннего убранства: две в Бутурлиновке и одна в Пузеве. шесть остались в полуразрушенном состоянии. Грабили не только Храмы, но и самих священников. Так, у священни­ка Козловской церкви Дмитрия Богомолова изъяли собствен­ные дом и паравую мельницу.

 

А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"

 Сегодня мало кому из земляков известно, что в 20-х годах прошлого века существовало Бутурлиновское викариатство, которое, как правило, возглавлял епископ. Бутурлиновское ви­кариатство было образовано 7 января 1924 года Патриархом Всея Руси Тихоном. Первым викарием, епископом Бутурлиновским стал Митрофан (Поликарпов). Он родился в 1871 году в селе Истобное, ныне Репьёвского района, в семье священ­ника. Время его служения в Бутурлиновке было самым небла­гоприятным: советские власти устраивали гонения на церковь.

 

В этот период епископу Митрофану под угрозой ареста пред­ложили уехать, но 13 марта 1924 года он написал заявление в ОГПУ, в котором сообщал, что долг перед Господом не даёт ему возможности оставить паству. 22 марта того же года он был арестован в Воронеже и находился в заключении, а затем до февраля 1925 года в ссылке. Умер он в 1934 году. Известен он не только как церковный деятель, но и как педагог и крае­вед. 22 декабря 1925 года на Бутурлиновское викариатство был назначен другой Митрофан (Русинов) (1881 - 1939). В том же году он был замечен в григорианском расколе. Однако в 1932 году принёс покаяние. Затем управлял Старооскольской, Пол­тавской и Одесской епархиями.

 

В январе 1931 года на Бутурлиновское викариатство назна­чен епископ Василий (Беляев), дальнейшая судьба которого неизвестна.С 10 мая 1931 года епископом Бутурлиновским стал Мефо-дий (Абрамкин). В 1933 году он был назначен на Пятигорс­кую кафедру. После 1933 года епископы на Бутурлиновское викариатство не назначались. Оно прекратило своё существо­вание. Гонения на церковь продолжались.Много священников в стране было репрессировано и рас­стреляно. Такая участь не обошла и наших священников. Многих из них отправили в Бобровскую тюрьму, построен­ную задолго до этого. Повод был самый разный: «богослу­жение на дому», «недоносительство», «помощь ссыльному духовенству» и совсем абсурдное обвинение: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются» и мно­гие другие обвинения.

 

Священник Александр Архангельский родился в 1874 году в селе Сошки бывшего Липецкого уезда в семье псаломщика. В 1896 году окончил Тамбовскую духовную семинарию и по­ступил в храм псаломщиком. Там он познакомился с дочерью протоиерея Екатериной и женился на ней. В 1904 году Александр Николаевич рукоположен в сан ди­акона ко храму села Сторожевые Выселки Воронежской епар­хии. К этому времени у него уже было семь детей. При совет­ской власти подвергался гонениям. В 1918 году местные стра­жи порядка хотели его арестовать и расстрелять, но ему с тру­дом удалось скрыться. Пришлось поменять немало мест. Боль­шую помощь оказывали тут прихожане...

 

Наконец из глухой провинции он добрался до Вороне­жа. Здесь он получил назначение в храм села Липовка. за­тем попал в храм села Мечётка. Оттуда его направили слу­жить в Успенскую церковь слободы Бутурлиновки Воро­нежской епархии. Во время служения в Бутурлиновке отец Александр был возведён в сан протоиерея и назначен бла­гочинным. Однако воинствующие атеисты и карательные органы не оставили его в покое. 8 апреля 1930 года отец Александр был арестован и поса­жен в тюрьму. На допросах в воронежской тюрьме виновным себя не признал. Он был безжалостно расстрелян.

 

Как сообщила газета «Православный Воронеж» за апрель 2002 года, Александр Архангельский причислен к лику свя­тых новомучеииков - небесных заступников наших. На епархиальном собрании, состоявшемся в Воронеже 28 фев­раля 2002 года, был установлен день празднования собор­ной памяти всех святых епархии. Там записано: «свяшен-номученик Александр Архангельский протоиерей (1930). Память 20 июля (2 августа)». В той же Успенской церкви в 20-х годах прошлого века свя­щенником служил Леонтий Семенович Доросевич. У него было много детей, дочь Надежда хорошо пела в церковном хоре. Священник пользовался уважением у прихожан, посколь­ку был благородным человеком.Затем его перевели в соседнюю Дмитриевку, а оттуда в Лосевский район. Это было трудное для церкви время. В 1933 году отца Леонтия арестовали и увезли в Воронеж, где он бес­следно исчез, как и многие другие представители духовенства.

 

Его внучка, дочь Надежды, Ольга Яковлевна Куликова, живу­щая сейчас в Бутурлиновке, унаследовала от матери певческий талант. Она несколько лет руководит хором ветеранов «Черемуш-ка», хорошо играет на баяне. Она и ее близкие сохранили память о своем деде, разделившего горькую участь своих единоверцев. Расскажем о других священниках, пострадавших за веру.Иеромонах Мелхисидек (в миру Михаил Фёдорович Хух-рянский) родился в 1887 году в слободе Бутурлиновке Боб­ровского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. После окончания земской школы поступил послушником в Ва-луйский монастырь.

 

В 1914 году Михаил Фёдорович был призван в армию. Слу­жил в Звенигородском полку на Северо-Западном фронте ря­довым солдатом. В конце 1917 года демобилизовался и вер­нулся в родную Бутурлиновку. На жизнь стал зарабатывать сапожным делом. Однако его душа тянулась к Богу. В 1927 году он переехал в Воронеж. Бывший настоятель Валуйского монастыря архимандрит Игнатий (Бирюков), хорошо знавший Михаила, порекомендовал его церковному совету Алексеевс-кого монастыря.

 

В 1928 году Михаил был рукоположен в сан диакона. В том же году по его просьбе архимандрит Игнатий совершил пост­риг с наречением имени Мелхиседек. Потом вновь судьба заб­росила его в Бутурлиновку, в церковь, где служил благочин­ный священник Александр Архангельский. Это была Успенс­кая церковь. Во время одной из служб к нему подошли крес тьяне и попросили его поехать служить к ним в село Рудня (ныне Воробьёвского района). Получив благословение благо­чинного, он 11 марта 1930 года переехал в Рудню. 15 марта того же года священника арестовали. Его обвинили в антисо­ветской и антиколхозной агитации. Иеромонах Мелхиседек виновным себя не признал и был расстрелян.

 

Священник Николай Шабашев родился в 1873 году. Ему довелось служить в слободе Бутурлиновке. В 1932 году он был арестован и сослан в Вологодскую губернию. Здесь вместе с другими ссыльными корчевал лес, занимался прокладкой до­рог в труднодоступных местах. От непосильной работы и не­человеческих условий жизни он заболел и чуть больше года после ареста скончался на каторге. Василий Митрофанович Богатырёв родился в 1882 году. В начале XX века служил в Троицкой церкви, что была в Коз­ловке нашего района, в 20-х годах - в Калаче. С 1930 года, когда шли гонения на церковь, уехал в Лиски. Здесь жил и работал бухгалтером. В 1938 году он был арестован и «трой­кой» УНКВД приговорён к расстрелу, что и было сделано.

 

Александр Николаевич Медведев был настоятелем Возне­сенской церкви в Козловке. Потом он переехал в Воронеж, где служил в Никольском храме. В 1935 году он стал лидером обновленческой епархии в Воронеже. Сам возвёл себя в сан митрополита. Одновременно являлся настоятелем Никольс­кого собора. Жил при нём в сторожке. В феврале 1936 года его обвинили в антисоветской пропаганде и на пять лет со­слали в Северный край. В 1937 году расстреляли двух свя­щенников того же собора, а через год и священника, который сочинил на них ложный донос.  Уроженец Бутурлиновки Василий Николаевич Мирозвуков после окончания в 1906 году в Москве регентских курсов пе­реехал в Томск. Руководил там хором архиерейской Кресто­вой церкви и соединённым хором ряда церквей. В 1937 году этот священник был необоснованно репрессирован и рас­стрелян.

 

Притесняли не только священников. Старостой Успенско­го храма до революции работал Василий Яковлевич Хмелёв. Недалеко от церкви был у него неплохой дом, в котором он жил со своей семьёй - женой, сыном и замужней дочерью с детьми. Новые советские власти выгнали Василия Яковлеви­ча из своего дома, и он поселился во времянке, стоящей во дворе. Новые власти разместили в доме контору бывшего Крас­ного сельсовета, а после его упразднения тут надолго обосно­вался детсад. Внук раскулаченного деда Иван Никитович Кряч-ко, живущий в Бутурлиновке и долгие годы работавший в узле связи, с горечью рассказывал мне о том трудном времени, о непростой судьбе своего предка, скончавшегося в 20-х годах прошлого века. Одно время старостой церкви был Павел Ива­нович Голиков, но к нему судьба оказалась благосклоннее.

 

Железный каток репрессий подминал под себя всех под­ряд. Притеснениям подвергались и так называемые фёдоров­цы. Эту секту в 20-х годах XX века в Петропавловском райо­не основал Фёдор Рыбалкин. По его имени и назвали секту. Эта вера быстро распространилась на юге Воронежской об­ласти. Группа федоровцев существовала и в Бутурлиновском районе. Её членов арестовали и сослали в Сибирь. В 1967 году фёдоровцы вернулись из ссылки. Несколько их семей переселились в село Тишанку Таловского района, где продол­жала действовать секта, отрицательно относившаяся к совет­ской власти. В 2008 году в ней насчиталось полсотни членов. Сейчас секта не имеет перспективы своего развития.

 

Была такая секта и в селе Басовке соседнего, Павловско­го района. Во время войны фёдоровцы с надеждой ждали пришествия фашистов, видя в них освободителей от боль­шевистского режима. Летом 1942 года многие жители села эвакуировались, а фёдоровцы остались. Они разместились в придонском лесу, вырыли там землянки и стали ждать «ос­вободителей». Однако всё обернулось трагедией. Фашис­ты приняли сектантов за партизан, каких тогда было много в этих местах, и всех расстреляли. Погибло более 60 чело­век, из них 18 детей.

 

Волны преследований не раз накатывались на церковь. Были они и при Сталине, и при Хрущёве, неприятие чувство­валось и в так называемый застойный период. И только в пе­риод перестройки начала 90-х годов прошлого века отноше­ние к церкви изменилось в лучшую сторону. Многие церков­ные здания были переданы в распоряжение епархий, началась их реставрация. Сами руководители государства, политики стали посещать храмы, а это явилось знаком того, что новые власти лояльно относятся к религии, уважают чувства верую­щих не на словах, а на деле.

 

А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"

Сейчас даже с трудом верится, что в стране и области в 20-е -30-е годы активно велась борьба с религией. Атеистичес­кая пропаганда с каждым годом набирала темпы, использова­лись различные формы и методы борьбы с «религиозным дур­маном». В области был создан союз безбожников, а в районах действовали кружки и ячейки. Первый областной съезд со­юза безбожников прошёл в 1928 году. Затем состоялась чита­тельская конференция безбожных газет и журналов. На этой конференции была поставлена задача резко увеличить под­писку на эти издания, распространение безбожных книг. В области был объявлен «месячник книги». Цель данного ме­сячника заключалась в том. чтобы все библиотеки, избы-читальни, клубы, красные уголки и школы запаслись новейшей безбожной и естественнонаучной литературой применитель­но к запросам безбожных ячеек и кружков по рекомендован­ным спискам облоно и союза безбожников.

 

Такая работа проводилась и в Бутурлиновском районе, где имелись свои активисты-атеисты. Этот период нашёл своё от­ражение и в названиях. В Бутурлиновке на протяжении мно­гих лет существовал переулок Безбожников, который распо­лагался между улицами Октябрьской и Петровской. Вообще слово «безбожник» в тот период было очень распространено. Им называли сёла, союзы, клубы, кружки. Под Воронежем до 2008 года существовал посёлок Безбожник.

 

Пройдут годы, и всё, как говорится, «вернётся на круги своя». Словами, имеющими отношение к православной вере. будут называть воскресные школы, ансамбли, клубы. Это «Ра­донеж», «Рождество». «Пересвет» и другие. Значит, истории свойственно повторяться.

Вера в Бога у русского народа оказалась сильной, пото­му что она формировалась веками. Вот почему, как ни пы­тались в советское время вытравить её из народа, до конца так сделать не удалось. Партийные и комсомольские орга­низации вели постоянную антирелигиозную пропаганду и агитацию, организовывали различные массовые меропри­ятия в противовес религиозным праздникам. На страницах районной газеты и в стенной печати часто звучал призыв: «Атеистам - наступать!». Особенно пристальное внимание атеистической работе в советский период уделяли партий­ные и комсомольские организации колхоза имени Чапаева, что располагался в Пузеве. И не случайно, так как здесь действовала православная церковь.

 

Райком партии постоянно призывал местных идеологов бо­роться с «религиозным дурманом». Местный партком регу­лярно составлял план мероприятий по борьбе с религией, мобилизовывал на это самых активных коммунистов. Внедряли новые советские праздники и обряды. Например, проводы русской зимы, масленица, торжественная регистрация браков и новорождённых. Последние делались для того, чтобы вы­теснить церковные венчания и крещения.

Несмотря на это, люди не забыли дорогу к храму. Секре­тарь парткома того же колхоза 3. Теслина в своей статье в районной газете за 1968 год посетовала на то, что при про­верке выяснилось, что многие коммунисты имеют у себя дома иконы, крестят своих детей, чем нарушают требова­ния устава партии. В 1966 году в селе из 119 новорождён­ных окрестили 96. Автор с удовлетворением отмечает, что благодаря наступательной атеистической работе количество крещений сократилось.

В ходе перестройки всей социально-экономической и об­щественной жизни в стране конца XX века люди больше ста­ли проявлять интерес к истории православия, святым местам, биографиям святых и их деяниям.

 

А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2023 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх