Прогулки по родному городу
Газета «Призыв» начинает серию публикаций по истории улиц, переулков и площадей нашего города
Под обаянием тихих улочек
Прогуляться по улице Бучкури и поговорить с жителями меня заставил разговор двух молодых людей, которых я увидела на автовокзале. – Как пройти на улицу Бучкури? – спросил юноша с рюкзаком.
– А разве есть такая улица в Бутурлиновке? – недоуменно пожал плечами парень постарше.
– Конечно, есть, ведь в вашем городе родился знаменитый художник Александр Бучкури, – сказал приезжий.
– Новая? Какие там дома? – спросил его собеседник. Мне неловко стало за своих земляков, и я вызвалась проводить гостя города на интересующую его улицу.
Оказалось, он студент Воронежского педуниверситета, учится на историческом факультете. Приехал в Бутурлиновку собирать материалы для курсовой работы по истории малых городов области. Познакомились.
– Алексей, скажите, почему именно улица Бучкури вас интересует? – спросила.
– Все очень просто, – пояснил молодой человек. – В Воронеже я живу на такой же улице, в 1962 году названной в честь известного живописца Александра Бучкури. Раньше она называлась Луговой. Наверное, здесь был небольшой луг. Буквально
в десяти-пятнадцати минутах ходьбы отсюда – Проспект Революции. На автомобиле попасть на главную улицу Воронежа можно за считанные минуты. Мне моя улица нравится, тихая, зеленая, считай, в центре.
– Наша улица Бучкури тоже недалеко от центра. Совсем рядом новые поликлиника и школа, – сказала я. За разговором время пролетело быстро, и мы не заметили, как подошли к началу улицы. Домики здесь одноэтажные. Асфальта еще нет, но планируется. Застраивалась улица в 70 годах прошлого века. Алексей достал из рюкзака блокнот и карандаш, стал что-то помечать и записывать, а я решила поговорить с одной
из жительниц.
– Я живу здесь с 1974 года, на улице всего около 30 домов, все друг друга знают, – рассказала Нина Булавина. – Строились в основном у нас люди из заброшенных сел, к примеру, из Новоселовки. Теперь этого села и в помине нет на карте нашего района.
По словам Нины Яковлевны, раньше у них улица была шумной, веселой. А сейчас молодежи мало, в основном, пенсионеры. На вопрос, знают ли жители, почему так названа их улица, женщина ответила:
– Художник по фамилии Бучкури здесь жил, картины хорошие рисовал, крестьянки на них, дети, праздник Пасхи. Если жил бы он в наше время, хотелось бы на его полотне увидеть много радостных детей
– они встречают своих отцов, идущих домой с работы: с фабрики или завода.
После такой прогулки мне захотелось поближе познакомиться с творчеством талантливого земляка Александра Бучкури. Полюбоваться его героинями – обычными русскими женщинами. Теми самыми крестьянками, сильными, волевыми, останавливающими коней на скаку. Теми, потомки которых живут в бывшей слободе, где появился на свет знаменитый художник.
Наталия МАРКОВА
Фото автора
«ПРИЗЫВ»
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 1011
« Ехали по комсомольской путёвке за мечтой»
Так вспоминают эпоху стройотрядов бутурлиновцы
В годы советского прошлого многие земляки-старшеклассники и студенты на каникулах ездили в строительные или сельскохозяйственные отряды.
Кто-то покорял БАМ, кто-то работал на стройках великой страны. Некоторые парни и девушки трудились на полях, в садах и виноградниках, на консервных заводах. Всем стройотрядовцам выдавали единую форму одежды. В каждом отряде был свой командир и комсорг. Обозреватель районки встретилась с некоторыми стройотрядовцами 80-х годов.
Море, солнце и 50 кг орехов в день
– Здорово вспоминать время, проведенное в студенческом отряде летом в Лазаревском Краснодарского края, – рассказала жительница Бутурлиновки Галина Левченко. – Во время учебы в Воронежском педагогическом институте в 1983 году мне – студентке третьего курса – предложили поехать в сельхозотряд. Когда узнала, что еду в поселок Лазаревское Сочинского района, то с нетерпением ждала окончания учебного семестра, так как впереди месяц самостоятельной жизни, а еще заработать можно было. Работа в таких отрядах считалась почетной. Туда брали только достойных: с хорошей успеваемостью и примерным поведением. Нас, студентов со всех Воронежских институтов, было около 300 человек. Работа предстояла по сбору фундука. Нас посадили в поезд и отправили в Лазаревское.
Поездка была веселой, пели песни, рассказывали смешные истории из студенческой жизни. Помню, как проснувшись утром, посмотрев в окно, я увидела синее море. Наши мальчишки побежали помочить ноги в морской воде, так как видели его в первый раз. А я побоялась, что поезд уедет, ведь это была промежуточная станция. От железнодорожной станции поселка Лазаревское до колхоза нас везли в кузове грузовой машины. Машину то и дело трясло, так как мы ехали по горной крутой дороге, я ужасно боялась, что она может упасть в обрыв. Но когда заехали наверх в горное селение, не могли отвести глаз от южной природы. Удивила нас и архитектура селения. Дома были многоэтажные, крытые железом, обложенные камнем. В магазинах выбор продуктов был значительно больше. Там даже продавали пепси-колу, которую я отродясь не видела. Стоила она 45 копеек, и даже заработав деньги, мы не смогли позволить такую роскошь!
Для нас в поселке был специально построен временный лагерь, где мы жили. Питание было трехразовое, но для молодого организма его все ровно не хватало. Приходилось бегать в магазин, покупать хлеб, кильку в томате, кабачковую икру, короче говоря то, на, что хватало денег. В лагере был режим. Мы старались его не нарушать. Но, иногда опаздывали, засидевшись у костра под звездным небом юга, слушая песни, исполняемые под гитару. Пели в отряде много и с удовольствием. Рабочий день был с семи утра до 17 часов. Работать было нелегко, девушкам самим приходилось таскать тяжелые мешки. У нас была ежедневная норма по сбору орехов: нужно было собрать не менее 50 килограммов фундука. Но и про отдых никто никогда не забывал. Выезжали мы купаться на море, посещали экскурсии. Один раз с подружкой поеха-ли в Сочи, и целый день гуляли под дождем в парке дендрарий. Когда наступило время разъезжаться, мы исписали все свои стройотрядовские куртки пожеланиями, номерами телефонов.
Встречали вторые «половинки»
– После второго курса Бутурлиновского техникума советской торговли я ездила в Молдавию, там мы собирали яблоки, – рассказала Татьяна Козлова. – В первый же день работы весь отряд моментально обгорел под солнцем, так как температура доходила до 30 градусов. Если это не брать во внимание, то в стройотряде было здорово. Нас удивило изобилие фруктов и овощей. Каждый вечер после работы для нас проводили различные развлекательные программы: танцы в клубе, экскурсии, слет разных стройотрядов. Работа и отдых очень сплачивала молодежь. За время трудового сезона многие приобрели новых друзей, с которыми до сих пор поддерживают отношения. Кто-то встретил свои вторые половинки, создал крепкие семьи, которые по сей день живут в мире и согласии.
На заработанные деньги по возвращению в Бутурлиновку я привезла всем своим родственникам подарки и сувениры.
В стройотряд – только лучшие
Мини-стройотряды были и при школах Бутурлиновского района, но назывались они по-другому – «Лагерь труда и отдыха». В ЛТО педагоги и старшие наставники предприятий-шефов старались привить детям любовь к труду, дать профориентационную профессиональную подготовку, организовать для молодежи хороший отдых. Так, например, в 1984 году лучшие девятиклассники школ № 1 и № 4 ездили собирать чайный лист в поселок Солохаул Краснодарского края. Ребята работали четыре часа в день, а остальное время купались в море у поселка Дагомыс, ездили на экскурсии в Сочи, ходили в походы по горам.
Светлана ФИЛИППОВА
«ПРИЗЫВ» № 59 (12424) ВТОРНИК 16 августа 2016 г.
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 954
«Наша улица – самая героическая»
Так считают жители бутурлиновской улицы Блинова
Улица Блинова – одна из центральных в Бутурлиновке.
Она очень оживленная. Здесь расположены рынок, магазины, автостанция, автоколонна, старое кладбище, нотариальная контора, автозаправка, салоны-парикмахерские, баня, ДШИ, Центр занятости населения. Любому гостю будет интересно прогуляться по улице Блинова. Узнать, почему она так называется. Не все жители, особенно молодежь, знают историю названия этой улицы. У многих людей название в первую очередь ассоциируется с блинами, с блинными, которые, по их мнению, здесь располагались в старину.
– Наверное, бутурлиновцы любили полакомиться блинами и в этом месте строили много кафе-блинных, а потом и улицу назвали, – высказал предположение гость из Волгограда Владислав Каверин, который с интересом рассматривал здания, дорогу, поток машин, прохожих.
А старожилы говорят, что эта улица названа в честь Михаила Блинова, героя Гражданской войны, участвовавшего в освобождении Бутурлиновки от белогвардейцев. Это действительно так. Сначала улица Блинова называлась Конной, затем площадью Борьбы, а позже переименована в честь легендарного комдива Михаила Блинова.
– Читала, что Михаил Блинов родом из донских казаков, служил в царской армии, имеет георгиевский крест, который он получил в Первую мировую войну, – сказала Вера Литвинова.
– В 1967 году в Бутурлиновке по-ставили памятник Блинову. Говорят, даже жена Михаила Федосеевича приезжала на его открытие. Памятник установлен у здания общежития механико-технологического колледжа. Сначала это был памятникобелиск, а позже установили бюст комдива Блинова. Сейчас это аллея Героев.
Аллея Героев является украшением улицы, одной из достопримечательностей города. Там установлены бюсты легендарного комдива, героя Гражданской войны Михаила Блинова, погибшего при освобождении Бутурлиновки от деникинцев в 1919 году, и земляков-Героев Советского Союза и России.
В аллее Героев проходят митинги на 23 февраля, 9 мая. Сюда приходят студенты и школьники, возлагают цветы. Примечательна улица Блинова и сквером афганцев, где установлен памятник
воинам-интернационалистам.
– Нашу улицу можно назвать героической, здесь прошел и Бессмертный полк на 9 мая, – сказала жительница Бутурлиновки Ольга Лавренко. – По ней ежегодно в свой праздник маршируют пограничники под звуки духового оркестра.
Наталия МАРКОВА
Фото автора
«ПРИЗЫВ» № 51 (12416) ВТОРНИК 19 июля 2016 г
Справка "ПРИЗЫВ"
Михаил Федосеевич Блинов (1892-1919) – герой Гражданской войны в России, комдив. Михаил Блинов происходит из донских казаков станицы Копинской.
В 1913 году Блинова призывают на службу в Царскую Армию, где служил рядовым казаком.
В 1914 году получает чин младшего урядника, затем, проявляя себя знатоком кавалерийского боя, получает георгиевский крест и чин старшего урядника. С первых дней Октябрьской революции он становится активным борцом за власть Советов.
Организованный им отряд из революционных казаков наносил многочисленные удары по войскам генерала Краснова на Дону. Дерзкие налеты блиновцев принесли их командиру большую славу.
В 1919 году из конной группы 9-й армии под командованием Михаила Блинова сформирована «кавалерийская дивизия 9-й армии». В марте – апреле 1919 года белогвардейской контрреволюции удалось поднять мятеж в казачьих станицах Верхнедонского округа. Во главе мятежников был поставлен бывший царский генерал Деникин, который со своей армией сразу же стал рваться к Москве.
Бутурлиновка несколько раз переходила из рук в руки. Кавалерийская группа Блинова внесла решающий вклад в окончательное освобождение Бутурлиновки.
В ночь на 23 ноября кавалерийская группа пошла на Бутурлиновку, которая в ожесточенном бою с белогвардейцами была освобождена в тот же день. Взяты богатые трофеи: 2 танка, орудие, 8 автомашин, 12 пулеметов, свыше 4000 патронов, 100 лошадей. Белогвардейцы потеряли на поле боя свыше 300 своих солдат.
22 ноября 1919 года Блинов был смертельно ранен неподалеку от реки Осередь около Бутурлиновки Воронежской области. Похоронен в городе Михайловка Волгоградской области.
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 2202
Под стук колёс на Пристанционной
Под стук колёс на Пристанционной
Районка рассказывает, как и когда посёлок железнодорожных строителей превратился в улицу на окраине Бутурлиновки
Сегодня мы прогуляемся по улице Пристанционная. Находится она за железнодорожным переездом, на окраине города.
Чтобы узнать как можно больше о ее истории, обозреватель газеты «Призыв» познакомилась с жительницей Пристанционной Валентиной Зайцевой, которая живет здесь с самого рождения.
– Мои родители построили дом в 1937 году. Раньше это был поселок Пристанционный и состоял только из одной улицы – Пристанционная-1. А свое название она получила потому, что находится возле железнодорожной станции. Первыми жителями поселка были строители железной дороги. Рядом с их домами поселились местные крестьяне и наемные рабочие, – рассказала Валентина Алексеевна. – Позже сюда переселились жители ближайших сел: Патокино, Великоархангельское, Васильевка и других селений. Свои дома они строили у нас за огородами. Так образовалась улица Пристанционная-2, которую позже переименовали в улицу Восточная. По рассказам моей мамы Феклы Луцко, во время войны по железной дороге шли санитарные поезда, военные эшелоны с техникой, вооружением, боеприпасами и продуктами питания.
Сейчас на улице расположено около 80 домов. За годы проживания вблизи железной дороги жители привыкли к шуму от проходящих локомотивов, вибрации, особенно при проходе тяжелых грузовых составов, громкой связи диспетчеров. Однако есть люди, которые не смогли с этим смириться, и, оставив свои дома, сменили место жительства. Брошенные дома малопривлекательны для бутурлиновцев. Они не спешат покупать жилье у железной дороги.
По рассказам жителей, самой большой проблемой этой улицы является отсутствие водопровода. Колодцы обмелели, а вода в скважинах, которые люди бурят за свой счет, непригодна для питья.
Светлана ФИЛИППОВА
«ПРИЗЫВ» № 38 (12403) ВТОРНИК 31 мая 2016 г.
Круглая дата
Первый поезд прошёл через Бутурлиновку 120 лет назад Поселок Пристанционный возник в 1896 году после завершения строительства железной дороги «Таловая-Калач». Недавно исполнилось 120 лет с открытия железнодорожной ветки «Таловая-Калач» – 12 мая 1896 года через Бутур-
линовку проследовал первый поезд.
Этому событию предшествовало строительство новой железнодорожной линии «Харьков-Балашово», на которой возникла узловая станция Таловая. От нее повели ветку на Калач через Бутурлиновку протяженностью в 90 верст и стоимостью 1,8 млн. рублей.
Конечно, железная дорога внесла заметное оживление в хозяйственную жизнь слободы. Бутурлиновка становится важным центром не только кожевенного производства, но и хлебной торговли. В конце XIX века отсюда отправляли до 800 тысяч пудов хлеба в год в разные концы стран. Да и скот не надо было гнать почти через всю губернию: его грузили в вагоны, и география распространения животноводческой продукции быстро расширялась.
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 1194