РОД БУТУРЛИНЫХ
В разгар торжеств прискакавший из Бутурлиновки слуга сообщил ей, что ее мужа решили вовлечь в опасную сделку. Молодая графиня тут же проявила большую решительность. Она, не раздумывая, прямо в бальном платье прыгнула в карету и стремглав помчалась в Бутурлиновку. И успела. Она вовремя остановила мужа от разорения.
Анна Артемьевна и в имении Белкино, и в Петербурге любила встречать гостей, в том числе иностранцев, путешественников. Она увлекалась, как и муж, садоводством, а также рисованием, особенно живописью. Любила писать письма на французском языке. Однако по-русски писала плохо.
Графиня была умна и образована, очень религиозна. Живя в католической Италии, совсем оторвалась от России, окончательно обрела чужестранный образ жизни. В 1828 году Анна Артемьевна, ее дочери и старший сын Петр приняли католичество, но мужа склонить к этому не удалось. Он остался верен православию, как и его сын Михаил. Несмотря на разногласия в вере, все они сохранили семейные устои. Анна Артемьевна Бутурлина за все время своего пребывания за границей только один раз посетила Россию, чтобы решить запутанные дела своего младшего сына Михаила, оставшегося на родине.
Семейству Бутурлиных принадлежит устройство в 1818 году первой постоянной православной церкви во Флоренции. Она имела статус домовой и обслуживалась греческим иереем из Ливорно, потом стал русский священник иеоромонах о.Иринарх (Попов).
Сестра Дмитрия Петровича Бутурлина Елизавета Петровна не блистала внешней красотой, но была натурой восторженной и увлекающейся, имела легкий нрав. Она была склонна к авантюризму. Видимо, она подбила брата сочинить сатирические куплеты и сделать к ним рисунки на знатных вельмож, что вызвало негодование императрицы.
Когда Елизавета Петровна была фрейлиной Екатерины II, то в 1784 году вышла замуж за бывшего корнета Конной гвардии, позже тайного советника Адриана Ивановича Дивова.
В 1792 году она вместе с мужем отправилась в Стокгольм, куда Дивов был послан для поздравления Густава IV в связи с его восшествием на престол. Там при шведском дворе Елизавета Петровна занялась интригами, обольщениями регента, добиваясь назначения мужа посланником, но ничего не получилось. Вернувшись в Петербург, она широко открыла двери своего дома для французов, увлеклась одним из певцов.
В 1798 году «под предлогом болезни жены» Дивовы уехали за границу. Жили в Берлине, Вене, в 1801 году поселились в Париже. Там Елизавета Петровна познакомилась со многими знаменитостями, сдружилась с Жозефиной Бонапарт. В Париже о Дивовых ходили странные слухи: будто они арендуют игорный дом, приносящий им большой доход, занимаются контрабандой. Живя за границей, графиня вела дневник, пока не опубликованный. Перед началом войны 1812 года Дивовы вернулись в Москву. Лето провели в своем имении Соколово под Москвой. Живя в России, переняли все парижские привычки, заграничный образ жизни.
Перед захватом Москвы французами Дивовы уехали в Нижний Новгород. Там она сильно переживала за своего любимого сына Коко, участвующего в войне с французами и о нем долго не было никаких известий. Возможно ,это явилось причиной ее заболевания. Графиня потеряла рассудок. Потом ее в сопровождении врача перевезли в Москву. Весной 1813 года она скончалась. Ее похоронили в селе Соколово под Москвой. Дивовы оставили после себя трех сыновей: Петра, Николая и Александра.
Во Флоренции Дмитрий Петрович не изменил своим интересам и наклонностям, тем более сама атмосфера города настраивала на творческий лад. Граф, как и прежде, занялся сбором библиотеки взамен той, что сгорела в Москве во время нашествия французов, коллекционировал картины, другие культурные ценности. В сборе книг уже известный к тому времени библиофил добился успехов, ибо знал, как это делать. Его вторая коллекция насчитывала более 33 тысяч книг и редких рукописей, в том числе известного итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери. В четырёхэтажном особняке Бутурлиных имелась также богатая картинная галерея и коллекция фарфоровых изделий. Мало в чём изменился и образ жизни семейства. Как и в Москве, здесь, во Флоренции, у Бутурлиных бывали в гостях русские поэты и писатели, художники и композиторы, которые тогда часто посещали Италию. Душой своеобразного литературного салона была гостеприимная графиня Анна Артемьевна Бутурлина.
Дмитрий Петрович Бутурлин скончался 7 ноября 1829 года в чине тайного советника, действительного камергера и сенатора. Похоронен в городе Ливорно, недалеко от Флоренции, на православном кладбище, где было похоронено много русских воинов. Тут имелась православная церковь. В Ливорно во время русско-турецкой войны находилась штаб-квартира нашей морской эскадры, которой командовал фаворит Екатерины II граф Алексей Орлов. Его воронежское имение находилось рядом с вотчиной Бутурлиных в Бобровском уезде. Здесь граф основал знаменитый Хреновской конезавод и вывел орловских рысаков.
Спустя сто лет после смерти Д.П. Бутурлина Палаццо Никколино и книги будут проданы его обедневшими наследниками. Библиотеку выставят на аукцион в Париже. Всё флорентийское состояние графов Бутурлиных оценивалось в 670 тысяч рублей ассигнациями, в том числе самого дома в 260 тысяч рублей.
Имя Дмитрия Петровича Бутурлина и в наши дни известно специалистам, как библиографа, библиофила, человека широкой эрудиции и разносторонних интересов.
У Дмитрия Петровича и его жены Анны Артемьевны имелось пять детей: два сына Пётр и Михаил, дочери Марья, Елизавета и Елена. Все дочери Бутурлиных вышли замуж за иностранцев. Графиня Марья Дмитриевна была замужем за флорентийским графом Диньи, графиня Елизавета Дмитриевна за ломбардским маркизом Саммарива и графиня Елена Дмитриевна - за ломбардским князем Видонья-Сореджяно. Все они остались за границей.
Род Бутурлиных продолжили сыновья графы Пётр Дмитрие¬вич (1784 - 1853) и Михаил Дмитриевич (1807 - 1876). Первый из них, приняв католичество, остался жить в Италии, второй вернулся в Россию и жил здесь до конца своих дней.
Коллежский советник, граф Пётр Дмитриевич участник Отечественной войны 1812 года с Наполеоном. Граф был женат на Авроре Осиповне Понятовской, имел сына Петра Петровича. У Петра Петровича - сын Дмитрий, у Дмитрия - сын Пётр. Как видно, в поколении Бутурлиных самое распространённое имя - Пётр. Не случайно Бутурлиновка имела и второе название - Пет¬ровское, по имени второго владельца слободы. И сейчас в городе есть улица Петровская.
Второй сын штабс-ротмистр граф Михаил Дмитриевич женился на Екатерине Ивановне Нарышкиной. Об их детях ничего не известно. По всей видимости, их у него не было.
Поскольку Михаил Бутурлин имел русское под данство, он отправился служить в Россию. Сначала заехал к своему родственнику поэту А.С. Пушкину в Одессу, а оттуда в Петербург. Служил в Павлоградском гусарском полку. Затем он в звании штабс- ротмистра ушёл в отставку. Поселился в имении Белкино (сейчас город Обнинск) в Калужской области, которое принадлежало его матери, доставшееся ей в приданое, и стал тут хозяином. Как он сам говорил, чувствовал себя царьком, распоряжался, ставил визы: «Быть по сему». Для провинившихся требовал телесных наказаний, и сам присутствовал при них. Получал кураж от наслаждения властью над людьми, бесшабашничал. По воспоминаниям современников, имел реакционные взгляды.
Михаил Дмитриевич, находясь в России, вёл беспорядочный и безалаберный образ жизни, из-за чего, в конце концов, сильно разорился и обеднел, став нищим человеком. Он не раз ездил из России в Италию к своим родственникам, но навсегда так и не оставил своё Отечество.
Михаил Дмитриевич Бутурлин умер в Москве 19 ноября 1876 года в больнице для бедняков. Он оставил после себя интересные мемуары, к сожалению, незаконченные. В них описываются русско-итальянские связи, упоминается и наша Бутурлиновка. Через 20 лет после его смерти мемуары напечатали в журнале «Русский архив». Они публиковались в нём в 1867, 1872 и 1897 годах. Отдельно вышли в 2006 году в Москве. Они носят в основном субъективный, тенденциозный характер. Иногда они не соответствуют объективной истине.
Брат Михаила Пётр Дмитриевич - последний владелец Бутурлиновки продолжил свою фамилию. Его правнук полная тёзка прадеда Пётр Дмитриевич Бутурлин (1859-1895). Он творческая натура. Его детство прошло в Италии. Воспитание получил в Англии. Родину своих предков Россию посетил, когда ему было 15 лет. Затем правнук последнего владельца Бутурлиновки вернулся в Россию.
Пётр Дмитриевич пошёл по дипломатической линии. Он состоял при русском посольстве в Риме и Париже. Много занимался поэтическим творчеством. В 1878 году Пётр Дмитриевич издал во Флоренции книжку английских стихов. В тот же период печатался в различных лондонских журналах под псевдонимом. С середины 80-х годов XIX века писал исключительно на русском языке. Несколько его стихотворений опубликовано в российских журналах «Наблюдателе» и «Русском вестнике». Большая часть стихотворений опубликована в сборниках «Сибилла» (Санкт-Петербург, 1890) и «Двадцать сонетов» (Киев, 1891). В 1896 году увидели свет «Сонеты. Посмертное издание» (Киев) и «Стихотворения, собранные после смерти графини Я.А. Бутур¬линой».
По мнению специалистов, Пётр Дмитриевич Бутурлин как поэт обладал изящным и живописным стихом, но их содержание очень искусственно. Его поэзия лишена глубоких настроений и, как бы сказали сейчас, оторвана от действительности. Это наиболее ярко видно на примере таких стихотворений, как «Солнце и месяц», «О планетах», «Ярило» и других. И всё же хорошо, что у него было поэтическое видение мира. Умер он в 1895 году и похоронен в селе Таганча под Киевом. По некоторым сведениям у Петра Дмитриевича была дочь. На этом, по всей видимости, россий¬ская часть рода Бутурлиных закончилась.
В 1918 году обедневшие наследники графа Д.П. Бутурлина- старшего продали своё Палаццо во Флоренции вместе с движимым имуществом, как уже отмечалось, за 670 тысяч рублей. Сюда не вошла огромная библиотека, которую никто не мог купить. Её книги выставили на аукцион в Париже и несколькими партиями продавали в течение трёх лет.
Большинство потомков Бутурлина живёт в Италии. Дети последнего владельца ещё не разделённой тогда воронежской вотчины Дмитрия Петровича Бутурлина приняли католичество, освоили итальянский язык и о своей далёкой прародине России знают лишь по рассказам старших.
В России вели родословные книги. Они имели шесть частей. Наиболее почетной считалась принадлежность к V и VI частям. К пятой части относились титулованные дворянские роды, к шестой древние роды, которые могли доказать свою принадлежность к дворянскому сословию в течении ста лет до момента издания жалованной грамоты.
По сравнению с другими разрядами принадлежность к V и VI разрядам давала возможность дворянским детям учиться в привилегированных учебных заведениях, таких как Пажеский корпус и Александровский лицей. Такими привилегиями могли воспользоваться и представители графского рода Бутурлиных, так как их потомство записано в V часть родословных книг Московской и Киевской губерний.
О пребывании во Флоренции последних владельцев воронежского имения напоминает родовой герб Бутурлиных на их бывшем особняке. Этот герб висит там до сих пор. Умеют итальянцы хранить историю.
Что же касается Бутурлиновки, то она вот уже 270 лет носит имя своего основателя. В 20-х годах XX века были попытки изменить название, но все осталось по-старому.
А.Т. Докучаев.
Комментарии
С уважением, режиссер ТК "Эхо" (Рязань) Елена Александрина
RSS лента комментариев этой записи