ВОТЧИНЫ БУТУРЛИНЫХ
Вотчина - это родовое имение, переходящее по наследству. Хозяину вотчины принадлежала административная и судебная власть, ему предоставлялось право взимать налоги, следить за порядком.
Крупная родовая вотчина графов Бутурлиных насчитывала 77867 десятин 2349 саженей земли. Вся она была снята на планы и находилась «в особенном отмежевании», проще говоря, в строго установленных границах. Окончательно вотчина сформировалась в основном к концу XVIII века. В вотчине имелись три типа поселений: слобода, деревня и хутор. Все населённые пункты были объединены в четыре куста (группы), центром каждого из которых являлась слобода. В первую группу входила Бутурлиновка и хутор Дмитриевский. Бутурлиновка в свою очередь подразделялась на три части: Берёзовую или Верхнюю, Красную и Нижнюю.
Слобода Бутурлиновка являлась так же центром всей Воронежской вотчины графов. Здесь находился графский дом и вотчинное правление. Первый располагался на месте, где сейчас стоит кинотеатр, второе на месте нынешнего Дома культуры «Октябрь». Стояли они рядом.
Здание вотчинного правления было построено из пластового дуба на каменном фундаменте, покрыто железом. В доме имелось пять комнат, шестая арестантская. Под зданием правления располагалась кладовая из дикого камня для хранения продовольствия.
Рядом со зданием вотчинного правления, как пишет в своих воспоминаниях Михаил Дмитриевич Бутурлин, стоял одноэтажный деревянный особняк с полукруглой ротондой. Дом так же построен из пластового дуба на каменном фундаменте, крыт железом. В доме насчитывалось тринадцать комнат. И графский дом, и вотчинное правление своими фасадами выходили к старому Преображенскому собору. Они стояли на одной линии, метрах в сорока друг от друга. Возле графского дома имелся красивый цветник. От дома вниз к речке Осереди спускался большой фруктовый сад, хорошо ухоженный дворней. Во дворе графского дома находились семь флигелей. В них проживали дворовые люди графа. Тут же размещались различные хозяйственные постройки: амбары, погреба, ледник, каретная, сараи, прачечная и другое. На территории графской усадьбы, фасадами на современную улицу Красную, выходили аптека и лазарет.
На площади перед графским домом и вотчинным правлением располагалось до полусотни торговых лавок, принадлежащих Бутурлину. Эти лавки граф сдавал внаём местным купцам за определённую плату. Не случайно площадь носила названия Торговая, Базарная. Сейчас площадь Воли. На реке Осередь граф имел водяную мукомольную мельницу о шести поставах. Всё это имелось по состоянию на 1824 год. К этому времени имение окончательно оформилось.
Центром второго куста (группы) поселений вотчины являлась слобода Великоархангельское. Сюда входили хутора Макогонов, Патокино, Тюников. Графских построек здесь не имелось.
Центром третьей группы поселений считалась слобода Васильевка. Сюда входили хутора Бражников, Кучеряев, Колодиёв, Сериков, Крутицкий, Терехов, Хорольский (последние три хутора находятся сейчас в Таловском районе). Васильевка - наиболее старое, после Бутурлиновки, поселение. Здесь так же не имелось графских построек, не считая около села постоялого двора.
Центром четвёртой группы являлась слобода Филиппенково, куда входили хутора Елизаветин, Масычев и Петренков. По сравнению с другими, это наиболее молодое поселение (все названия прежние). Сначала Филиппенково значилось хутором, но после того, как в 1824 году здесь построили церковь, оно стало слободой.
Всего в тот период в вотчине насчитывались 18 населённых пунктов, 78 тысяч десятин 2349 саженей земли, две водяные и две ветряные мельницы, имелся продуктовый и рабочий скот, лошади, птица. По переписи населения за 1833 год в вотчине проживало 14 985 мужчин и 15496 женщин в 21 населённом пункте. Кроме крестьян, в вотчине Бутурлиных проживали купцы и мещане, занимавшиеся торговлей и ремесленничеством, дворовые люди, духовенство.
Крепостные крестьяне, в зависимости от их национальной принадлежности и рода занятий, подразделялись на три группы или категории. Первую, самую большую группу крестьян вотчи¬ны, составляли бывшие переселенцы с Украины (Малороссии) или их потомки, которых сейчас в простонародии называют «хохлами», и они занимают всю восточную часть района. Украинцы, переселившиеся на Российские земли и попавшие здесь в крепостную зависимость к графам Бутурлиным, всегда признавали себя только подданными, но никак не крепостными.
Вторую группу крестьян вотчины составляли русские крестьяне. В некоторых архивных документах они называются по-разному: «крестьяне», «великороссийские крестьяне», «великороссияне». Больше всего их проживало в слободе Бутурлиновке, деревнях Марьиной, Колодиёвой, Тулучеевой. По всей видимости, это были потомки переселенцев, которых вывел сюда основатель вотчины Александр Борисович Бутурлин.
Третья группа крепостных крестьян вотчины состояла из так называемых «дворовых людей», или просто «дворовых», название которых говорит само за себя. Это была самая малочисленная группа и насчитывала не так много человек. В их числе имелись как русские, гак и малороссияне. Дворовые жили в господских дворах и своего имущества не имели. Они занимались обслуживанием графского двора.
Принадлежность жителей вотчины к какому-то определённому сословию предопределяла и их хозяйственные занятия. И поскольку переход крестьян из одного сословия в другое был почти невозможен, то весь свой трудный век, из поколения в поколение, они занимались главным образом хлебопашеством, с утра до вечера не покладая рук работая на земле. Она кормила их, обувала и одевала. Она являлась главным источником богатства графов Бутурлиных.
Основным занятием крестьян вотчины, как уже сказано, являлось земледелие. Здесь на протяжении десятилетий применялся трехпольный севооборот. Это означает, что одно поле засевалось яровыми сельхозкультурами, второе озимыми, третье поле, как говорили крестьяне «гуляло», то есть оставлялось под пар. Это делалось для повышения урожайности. Землю пахали волами деревянной сохой. Сеяли вручную примитивным способом из лукошка. Ни о какой научной агротехнике не было и представления. Однако был большой опыт возделывания культур. Лошадей имелось мало, в основном волы.
На территории вотчины сеяли главным образом пшеницу, рожь, ячмень, просо, овёс, гречиху. Кроме того, на своих огородах наши предки выращивали капусту, лук, чеснок, свёклу. Несколько позже появился картофель, бахчевые культуры.
Урожаи зерновых и овощных культур получали низкие. Малороссияне, то есть выходцы с Украины, хлеб обмолачивали осенью, а русские в зимний период в специально отведённых для этого помещениях - ригах, отдалённо напоминавших крытый зерновой ток.
Занимались наши предки и скотоводством. Возможности для этого имелись. Земли распахивались не все, и поэтому большие площади занимали сенокосы и пастбища. Помимо рабочего скота волов и лошадей крестьяне разводили коров, свиней, молодняк крупного рогатого скота, овец, птицу.
Людям трудно жилось в помещичьем имении, поэтому не случайно здесь неоднократно вспыхивали крестьянские волнения. Низкие урожаи и невысокая отдача от скотоводства, налоги не давали подданным графа сводить концы с концами. Вот почему в свободное от полевых работ время крестьяне занимались извозом, чумачеством. А для этого они получали в вотчинном правлении проходной билет. Это делалось для того, чтобы в других местах крестьян не посчитали за беглецов и не арестовали. Из-возом занимались мужчины, а женщины - шитьём, вышиванием, пряжей, иногда ходили на работу по найму к донским казакам и в соседние помещичьи имения.
Для того, чтобы поддерживать порядок в вотчине, нормально вести хозяйство и собирать налоги, требовалась определённая система управления вотчиной. Она была сложной. На её вершине стоял сам граф. В Москве контора, куда поступали сведения из вотчин. Их управляющий передавал графу. В Бутурлиновке при вотчинном правлении имелся определённый штат набранных графом или избранных жителями должностных лиц. Главным представителем графа в вотчине считался его поверенный. Также в разные годы управляющими вотчины работали статс- секретарь: Ф.А. Голубцов, отставной поручик И.А. Кавецкий, житель Бутурлиновки подданный малороссиянин Д.С. Кащенков, бывший секретарь Святейшего синода В.А. Инсарский, отставной полковник Лизандер, немец А.Ф. Дерберг. Последний служил вплоть до 1841 года, когда решался вопрос о выкупе крестьян на свободу.
Заметной фигурой в вотчинной администрации являлся писарь. Он занимался в основном хозяйственными и финансовыми вопросами. Одно время в этой должности состоял сын опытного управляющего имением Дмитрия Самойловича Кащенкова Василий Дмитриевич.
Имелся также вотчинный атаман. В его обязанности входило решение различных хозяйственных и финансовых вопросов, отправления различного рода повинностей крестьянами.
В слободах, деревнях и хуторах представителями вотчинной администрации состояли атаманы, сотские, сборщики податей, судьи, писари. В каждой из четырёх слобод вотчины, являющейся центром группы населённых пунктов, населением избирался атаман. Он занимался проблемами землепользования, исполне¬ния рекрутских повинностей, ремонтом дорог, мостов. Слободской атаман контролировал сборы податей, поддерживал порядок в населённых пунктах. Короче говоря, у него была самая горячая и ответственная работа на местах среди людей. Поверенные графа жили, как правило, в Москве, куда им поступали необходимые отчёты, а они в свою очередь регулярно докладывали о положении дел графу, который был далёк от крестьян в прямом и переносном смысле.
А. Т. Докучаев.