Если идти по улице Красной в Бутурлиновке от её начала и внимательно всматриваться во дворы домов, то с правой стороны можно увидеть немало добротных краснокирпичных строений. Они одноэтажные, старой кладки, построены давно примерно по одному проекту. Это бывшие кустарные кожевенные заводы. Их уже нет. Сейчас здания используют под различные склады и даже кое-где приспособили под квартиры.
Большинство жителей купеческой слободы Бутурлиновки до Октябрьской революции занималось выделкой кож и шитьём сапог. В начале XX века этим промыслом здесь занимались до шести тысяч человек. К 1908 году в Бутурлиновке шили до одного миллиона пар сапог в год. Свою продукцию сапожных дел мастера через посредников и купцов оптом отправляли в различные регионы страны, выполняли крупные заказы для царской армии, шили, конечно же, и для себя.
Бутурлиновка в тот период была известна как важный центр кожевенного производства. О ней в своей работе "Развитие капитализма в России" по этому поводу упоминает В.И.Ленин. В слободе не случайно в начале XX века возникла артель кустарей-сапожников, а позже обувная фабрика. Бутурлиновские сапожники шили не только много, но и качественно. Это считалось делом чести каждого мастера. Профессия сапожника, мастерство передавались из поколения в поколение. Внуки часто работали теми же инструментами, что и их деды. О самых классных мастерах знала вся слобода. Среди них был Иван Демьянович Павленко. Он жил на улице Красной и считался большим мастером сапожных дел.
Вступившие в строй государственные обувные фабрики начали теснить кустарей-сапожников, производство которых заметно снизилось. Их семьям стало трудно. Особенно это ощутилось в начале 30-х годов, когда в стране имел место голод. В это время, чтобы содержать семью, Иван Демьянович Павленко уехал в Донбасс на заработки. Потом началась война, и он ушёл на защиту Отечества.
Попал наш земляк в войска, которыми командовал маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский. Иван Демьянович и здесь не забыл своё прежнее мастерство. Для знакомых офицеров и солдат он умело чинил обувь. Слух о его мастерстве дошёл до самого маршала, и тот попросил нашего земляка сшить ему хромовые сапоги. Качественный материал для этого выдали сразу. Мастер такой заказ посчитал за высокую честь, и работу выполнил качественно, на совесть. Сапоги получились красивые, добротные, легкие. Обувь была просто на загляденье. Рокоссовскому понравились сапоги, и он ходил в них чуть ли не всю войну, с благодарностью вспоминая мастера.
Сын Ивана Демьяновича Николай Иванович тоже участвовал в войне. В составе инженерных частей специального назначения освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию, Венгрию, Австрию, Югославию. После войны занимал ряд ответственных руководящих должностей в области и в Москве. Десять последних лет возглавлял книжное издательство. Им выпущена книга своих воспоминаний "Буду жить". В ней Николай Иванович рассказывает о Бутурлиновке, годах учёбы и войне, упоминает своего отца, сшившего сапоги для прославленного полководца.
Сапожных дел мастерство в Бутурлиновке давно ушло в прошлое, а в своё время умелым и трудолюбивым людям оно давало возможность неплохо зарабатывать на жизнь.