Бутурлиновка

БЕГСТВО КУПЦА

 В прошлые времена в селе Заречном жил-был купец по фамилии Патока. Он занимался торговлей кожевенными товарами и в своей слободе Бутурлиновке, и на выезде. На заработанный капитал построил себе добротный дом из красного кирпича на улице Коваливке (Попкова) недалеко от моста через Осередь. Красивый дом выделялся на фоне кособоких хат.
 Мирно текла купеческая жизнь, как воды тихой и маленькой речки. Дни проходили в хлопотах по куле-продаже товара. Радовался купец, если сделка получалась выгодной. Крутился, как белка в колесе.
 Но вот наступили в Бутурлиновке тяжёлые для деловых людей времена. После Октябрьской революции и установления советской власти у владельцев заводов и фабрик, магазинов и лавок, кабаков и прочего начали отбирать имущество, а самих хозяев ссылать туда, где Макар телят не пас, а то и расстреливать. Всё купечество было в волнении. Некоторые из них бесследно исчезли. Забеспокоилась и семья Патока.
 – Надо собираться и быстрее бежать пока не поздно, – с тревогой в голосе сказал хозяин жене, – Со дня на день чекисты нагрянут и нам хана будет.
 – Может, пронесёт, – робко ответила жена, – Не такие уж мы богатые как Шевцов, Кащенко и Кистенёв.
 – Пощады от краснопузиков не жди, – твёрдо сказал муж, – Они никого не щадят. В доме Маслюковых НКВД обосновалось, там во дворе уже расстрелы идут, а сына Кистенёва, белого офицера, под Великим догнали и расстреляли. А насчёт богатства они особо не разбираются. Видят дом хороший – значит богач. Он им нужен, чтоб голопузиков расселять.
 Купец тяжело вздохнул, посмотрел на дрожащую от страха жену, добавил:
 – Так что, дорогая, выбора у нас нету. Надо бежать и как можно скорее. Я сейчас сбегаю к знакомому извозчику и попрошу, чтоб завтра утром, затемно, приехал к нам. Пообещаю дороже заплатить.
 Жена согласно кивнула и принялась собирать узлы, ценные вещи.
 Хозяин отдельно сложил золото, серебро, другие драгоценности. Советские ассигнации, керенки, деникинки сложил в небольшой металлический сейф и под покровом ночи, с оглядкой принёс его к реке. Постоял немного в задумчивости, посмотрел по сторонам и бросил сейф в речку. Повернулся и пошёл домой.
 – Много вещей набирать не надо, – сказал он жене, вернувшись с Осереди, – возьмём самое необходимое, чтобы ни у кого не вызвать подозрений.
 Ехать они собрались к родственникам, какие жили далеко от Воронежской губернии. Там и решили переждать смутное время. План бегства был задуман давно. Рано утром, когда ещё было темно, к красному кирпичному дому возле Осереди подъехал извозчик. Хозяева присели на дорогу, помолились на образа, взяли одну иконку с собой и быстро вышли из дома. Они сели в карету, и резвый конь на большой скорости помчал их на станцию Таловую. Там они сели на поезд и уехали подальше от родных мест, где их никто не знал.
 В советские годы дом Патоки национализировали, сделали из него две коммунальные квартиры и поселили в них госслужащих. Потом стал один хозяин. Он приватизировал весь дом и стал его собственником. Всё, как говорится, вернулось на круги своя. С чем боролись, к тому же вернулись опять. Тогда зачем нужны были все эти потрясения?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2023 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх