Правительство РФ поддержало ряд предложений Российского союза автостраховщиков, в том числе и по утверждению новых тарифов на ОСАГО. Соответствующие поправки Минфин внес в Государственную Думу. Ожидается, что они будут рассмотрены до президентских выборов и в течение года после этого вступят в силу.
Для всех нас это обернется очередным подорожанием. Если учесть, как растут цены на бензин, и то, что в ближайшем будущем государство планирует существенно увеличить дорожный налог, автомобиль все больше становится роскошью для среднего россиянина. Хотя обосновывают предстоящее подорожание страховых тарифов, как обычно, нашим же благом. Мол, параллельно росту базового тарифа увеличится лимит компенсационных выплат: со 120 до 400 тыс. руб. по ремонту машин и со 160 до 500 тыс. – по здоровью пострадавших в ДТП.
Среди поправок, которые будут внесены в закон об автогражданской ответственности, есть еще два любопытных пункта. Во-первых, если в результате ДТП пострадало только «железо», владелец автомобиля, признанный пострадавшим, должен будет обратиться за выплатами в ту компанию, где он приобрел полис ОСАГО. Страховая виновника компенсировать нанесенный имуществу ущерб не будет. Во-вторых, страховщики намерены «прижать» автосервисы, которые будут выдавать талоны техосмотра: если выяснится, что авария произошла из-за неисправности какого-либо узла, а машина при этом благополучно прошла ТО, сумма, выплаченная пострадавшим в ДТП, будет затем взыскана с техцентра.
Значительные изменения претерпит и порядок выплаты за причинения вреда здоровью граждан. В частности, предусмотрена фиксированная выплата, которая будет зависеть от характера травмы (сейчас такая схема работает в добровольном страховании от несчастных случаев). Кроме того, расширяется круг лиц, имеющих право на получение выплаты по ОСАГО в случае смерти пострадавшего в ДТП.
В настоящее время, по данным Российского союза автостраховщиков, лишь 4% всех страховых случаев на дорогах урегулируется без вызова сотрудников ГАИ на место аварии. Страховые компании утверждают: главным тормозом на пути вовлечения граждан в подобный механизм является ограничение максимальной выплаты в рамках этой системы – 25 тыс. руб. Мол, определить «на глазок», во сколько обойдется ремонт поврежденного автомобиля, могут далеко не все, и предпочитают вызывать ГИБДД, чтобы получить возмещение в полном объеме. И в законопроекте предлагается сразу в 2 раза – до 50 тыс. руб. – увеличить максимальную сумму, по которой можно будет решить вопрос без вызова полиции. Формально – это шаг вперед. Но на самом деле даже подъем планки до 50 тыс. руб. проблемы не решит. Ведь большинство автомобилистов вызывают ГИБДД потому, что страховые компании под разными предлогами отказываются производить выплаты, если нет официально составленного протокола. То есть на словах заявляют одно, но на практике продолжают следовать своим внутренним жестким инструкциям.
Стоит отметить, что Минфин предложил четко установить в законе, что участники, оформившие ДТП без вызова на место аварии сотрудников ГИБДД, обязаны по требованию страховой компании предоставить в течение 5 дней свои транспортные средства для осмотра и не имеют права ремонтировать автомобили до истечения 15 дней со дня ДТП. Эти нормы направлены на пресечение страхового мошенничества и необоснованных страховых выплат в рамках ОСАГО.
И все-таки вся нынешняя система ОСАГО вызывает протест. Как ни крути, но то, что меня насильно заставляют участвовать в увеличении прибыли частных компаний, это не правильно. По-хорошему, каждый должен решать сам: надо ему страховаться или он предпочтет по суду выплатить стоимость ремонта владельцу пострадавшего автомобиля. Другое дело, что у нас подобная схема не работала: суды тянулись, люди от платежей бегали. И в подобной ситуации государство просто предпочло вместо того, чтобы наладить свою «машину», обложить данью чужие.
У ОСАГО есть и еще одна проблема: те, кто ездит по городу не на своих авто, скажем, водители маршруток, под прикрытием этой системы стали просто халатно относиться к вопросам ДТП. Ведь в случае аварии по их вине им все равно не придется платить пострадавшим. Я лично был свидетелем того, как начинающий водитель маршрутки и сидевший с ним инструктор решили познакомиться с девушкой, которая ехала в соседнем ряду. Неожиданный маневр в сторону, и улыбающиеся «водилы» объявили пассажирам, что у них авария и дальше машина не идет. После чего начали спорить, кому из них попавшая в ДТП девушка даст свой телефон.
Какое-то время нас утешали, что ОСАГО даст нам всем спокойствие на дорогах, и стоить оно будет сущие копейки. Потом копейки превратились в тысячи. В ближайшее время базовый тариф увеличится как минимум на 50% – гдето до 3 тыс. А страховым компаниям будет дано право раз в год пересматривать свои цены для клиентов. Как говорится, приехали!
Александр Пылев. Районная газета "ПРИЗЫВ" 13.10.11