Большое переселение с "Балтимора" началось. На аэродром Бутурлиновка оттуда перебазировались первые 7 самолётов. Несколько, правда, долго там не задержались - вернулись обратно, протестировав работу наземных служб. Вывод техники связан с предстоящей реконструкцией "Балтимора". Строители должны приступить к работе уже 1 декабря.
На вылет и почти без вещей. Эти экипажи покидают "Балтимор" налегке - с собой пока берут лишь самое необходимое. Валерий Пашко в кабину самолёта оправляется первым. Уверяет, до взлёта – никаких особых ритуалов, лишь привычный осмотр борта. До нового аэродрома всего минут 20 лёта, но перемена мест, говорит, почти наверняка отдалит от семьи.
Валерий Пашко, заместитель командира разведывательно-авиационной эскадрильи: "Я лично стараюсь об этом не думать, я стараюсь думать о том, что я вернусь, что я вернусь через год, но уже на новый аэродром, для меня это просто работа. На первое время я еду туда без семьи, на месте обустроюсь и уже на месте приму решение или брать семью, или оставить всё-таки здесь".
"Первых ласточек" с Балтимора за почти 200 км уже ждёт начальник авиабазы. С утра проверяет всю территорию нового места дислокации. С высоты птичьего полета аэродром осмотрен, теперь – объезд.
Первым на горизонте появляется крылатый разведчик – Су-24 МР. После доклада его экипажа посадку одобряют и звену "синих птиц". Борта на границе облаков делают над новым аэродромом круг почета и друг за другом приземляются.
Переселенцев с "Балтимора" Бутурлиновка встречает в боевой готовности. Когда-то здесь была воинская часть. Год назад базировались МиГи курской авиагруппы – тоже на время ремонта. После них взлетку не использовали. Теперь тут развернут целый аэродром. Капитану Белову сажать здесь самолет доводилось и раньше. Говорит, теперь не сравнить – и на Су-34 ещё проще.
Дмитрий Белов, старший лётчик: "Это другой самолёт – здесь всего достаточно. Новый самолёт, новая система – можно зайти спокойно на посадку. А сама полоса – сколько лет здесь нет части, но сохранили полосу. Вообще замечаний никаких нет, к связистам только вопросы. Но это всё со временем настроится, это нужно настраивать – это не одним днём делается".
Аэродром появился фактически на пустом месте и всего за пару недель. Под землей проложили километры кабеля. Спецтехника почистила место стоянки. Для крылатых машин, как для обычных, тут нанесли разметку - только шире. Эти 2,5 километра ремонтировали регулярно – в межсезонье. Однако несколько плит взлетно-посадочной полосы пришлось заменить.
Евгений Бутков, командир батальона аэродромно-технического обеспечения:"Отмаркирована взлётно-посадочная полоса, пролиты швы, удалены все металлические предметы, которые находились на полосе. Восстановлена связь, освещение. В частности это 14 км 600 метров кабеля, который необходим для освещения аэродрома, уложен, все восстановлено".
На аэродроме Бутурлиновка позаботились обо всех аспектах безопасности полетов. Установили и защиту от птиц. Их, создавая блики, отпугивают эти светоотражающие устройства. Ещё охранять территорию призваны вот такие "солдаты". Вечно на посту и, говорят, со своей боевой задачей справляются вполне успешно.
Население Бутурлиновки теперь разом увеличится на сотни человек. Техники и летчики авиабазы меняют "прописку". Часть поселят в казармах на территории самого аэродрома. Еще переселенцы займут 140 служебных квартир.
Виталий Школенко, начальник воронежской авиабазы: "Имеется общежитие, где так же будут размещаться военнослужащие. Все, кто желают перебазироваться сюда семьями, для них в первую очередь будут предоставлены квартиры. И практически на сегодняшний день уже около 100 семей оформляют договор служебного найма".
Оставшиеся Су-шки покинуть "Балтимор" готовы по команде - все разом. Но переселяться не спешат из-за горючего – вопрос поставки топлива в Бутурлиновку на бумаге пока не решен. Определятся до конца недели – освободить воронежский аэродром должны к приходу строителей – до начала зимы.
Игорь Макушев, начальник главного штаба ВВС:"Проект остается, как говорится тот же – под 40 боевых самолётов. Численность самолетного парка мы увеличивать не собираемся. Все те вопросы, которые беспокоили общественность, население по шумоизоляции, они там в проекте предусмотрены.
Полоса будет одна и займет место существующей – только станет на 20 метров шире и на 1100 длиннее - в противоположную от города сторону. Разгоняться самолеты будут уже не по плитам, а по монолитному бетону. Но это произойдет не раньше лета 2015-го. А пока строители обещают жителям юго-запада Воронежа 1,5 года неслыханной тишины.
Евгения Соседко, Дмитрий Овчинников и Юрий Вахтин
Кстати, лётчикам может помешать погода – синоптики распространили штормовое предупреждение. В Воронеже ожидается сильный ветер – до 20 метров в секунду, мокрый снег. Автолюбителям неприятных минут добавит ещё и гололёд.