На злобу дня | Воронежская область традиционно производит картофеля в 8-10 раз больше, чем потребляет, но весной хороший и дешёвый продукт, а тем более качественный семенной материал, – большая проблема
Прежде чем убирать урожай «второго хлеба», картофель надо посадить.
Большинство населения ждёт майских праздников, хотя в южных районах нашего региона посадка ранних сортов картофеля проведена ещё в первых числах апреля. Там в ход пошли семена в основном местной селекции. И это при том, что «импорт» даёт более высокий урожай лучшего товарного вида, который сбывать легче.
К примеру, павловские крестьяне использовали не более 10 процентов европейского посадочного материала – он и без того дорогой, а тут ещё цена на горючее за последние полгода сильно выросла (во многих местах посадка велась прицепными тракторными картофелесажалками); удобрять огороды тоже надо, средства защиты растений от болезней и колорадского жука закупать надо.
В общем, сплошные траты. Они и в прошлом засушливом году были большие. Если бы не ростовчане, которые ценят воронежскую картошку за вкусовые качества и скупают её оптом, а потом продают прямо с машин даже зимой (в условиях более тёплого, чем у нас, климата), то что бы тогда делать? Сбыт выращенного – это ещё та проблема! Потребкооперация далеко не во всех районах ведёт ощутимые закупки у населения, супермаркеты недоступны, к тому же многие из них (не будем делать таковым рекламу) имеют прямые поставки от так называемых ритейлеров из индустриальных агропарков.
Впрочем, покупать обычный дорогой картофель в качестве семенного материала в больших городских магазинах – такое мало кому в голову приходит.
Не имеющие своих подвалов горожане-дачники чаще всего совершают предпосадочные закупки отборного картофеля, обращаясь к селянам или фермерам пригородных хозяйств (например, в селах Рамонского и Новоусманского районов). Обычно чем больше покупаешь, тем дешевле получается. Иные крестьяне практически задаром отдают картофельную мелочь, ведь они даже на корм скоту пускают более крупные клубни (отдавать их тоже «за так» - своих трудов жалко).
Массово запасаться семенами на рынке у воронежцев как-то не принято.
Во-первых, там господствуют перекупщики неславянской внешности, которые уступать в цене не хотят. К тому же они запросто могут выдать брянскую или белорусскую картошку из болотистых мест за липецкую или белгородскую.
Во-вторых, семенной картофель из пригородных сёл не такой уж дешёвый. Его ведь доставить на рынок надо, а бензин, опять-таки, денег стоит; вдобавок перекупщики снижать цену не велят, поскольку не хотят конкуренции. Не секрет, что и наш местный картофель зачастую поражён проволочником и фитофторой, а разобраться в рыночной толчее во всём этом не больно-то сведущему человеку очень непросто.
Вообще же, по данным Воронежстата, в 2012 году в хозяйствах всех категорий, включая население, картофеля в регионе было накопано 1423,6 тысячи тонн. Его производство было сосредоточено на огородах селян и дачах горожан – ими выращено 90,1 процента общего сбора «второго хлеба» (в 2011-м – 89,5 процента). Средняя урожайность – в пределах 13 тонн с гектара.
Разумеется, такая отдача от чернозёмов – более чем скромная, ведь даже в менее благоприятной для земледелия Нижегородской области урожайность составила 25 тонн с каждого гектара, чего уж говорить про немецкие сорта, которые в том же регионе дали по 50 тонн! Правда, нижегородцы собрали всего лишь 877 тысяч тонн клубней, но это ведь не Черноземье! Зато выращенный урожай не только обеспечил на 126 процентов потребности областного рынка, но и договорные поставки картофеля в 17 регионов России.
Трудно представить себе, куда бы девали картофель имеющие подсобные хозяйства воронежские крестьяне и одаривающие им родственников дачники, засади они свои участки импортными семенами! Впрочем, их особо негде, разве что в фирмах, работающих по Интернету. К тому же Россельхознадзор намерен запретить поставки посадочного материала из Евросоюза с 1 июня 2013 года (семенной картофель в нашу страну поставляется в основном из Голландии, а также из Германии, Финляндии, Польши и Великобритании). По официальной версии, это связано с проблемами обеспечения фитосанитарной безопасности.
«Из-за запрета на ввоз семян из ЕС в Россию в целом ухудшится качество картофеля, - считают многие эксперты. - Сорта российской селекции уступают по внешнему виду и вкусовым качествам немецким. Кроме того, они хуже хранятся и дают меньшую урожайность. В Германии примерно 20 предприятий занимаются селекцией элитного семенного картофеля. В каждое инвестировано от 10 до 15 миллионов евро.
Такие же инвестиции нужны и российским семеноводческим предприятиям».
Как говорится, кто бы возражал, но где взять тех инвесторов? Хотя, конечно, их надо искать, продумывая одновременно вопросы хранения и сбыта (логистики) урожая.
В конце февраля в Воронеже на Агропромышленном форуме был презентован проект размещения агропромышленного индустриального парка площадью 500 гектаров на границе Каширского и Новоусманского районов. Задумано строительство логоцентра и хранилища-распределителя на базе крупного картофелеводческого агропредприятия мощностью 250 тысяч тонн, куда клубни (а также овощи) будут поставлять фермеры. Но население-производитель, получается, тут вовсе и ни при чём: на первом месте якобы население-потребитель, а то ведь у торговых сетей своих складов практически нет.
Более того, есть мнение, что инициаторы проекта пытаются монополизировать рынок в своих интересах, только никак не в пользу фермеров. Однако другие бизнесаналитики говорят о том, что логоцентр не позволит рыночным перекупщикам и торговым сетям диктовать свои жёсткие условия ритейлерам, как это происходит с мелкими и средними поставщиками картофеля.
Вопрос этот не просто дискуссионный, но и требующий больших денег, на которые никто пока не раскошелился – предполагаемый объём вложений в распределительный центр со сроком окупаемости 6-7 лет – 1,6 миллиарда рублей. Это сколько же картошки надо закупить, продать, а главное – произвести, чтобы всё окупилось?!
Так что, граждане, рано отправлять лопаты и тяпки на покой, запасайтесь ядохимикатами, но прежде - здоровьем, чтобы взять большой (или хоть какой-то) сбор нашего второго хлеба. Возьмём если не «импортной» высокой урожайностью, то хотя бы трудолюбием и обрабатываемой площадью!
К слову, на просторах России используется 248 сортов картофеля, в том числе новой зарубежной селекции. У нас же преобладают «проверенные временем», а фактически вырождающиеся сорта, причём высаживаемые, как правило, без соблюдения севооборота. Тоска, особенно помноженная на непривычный ударный труд в майские праздники!
С другой стороны, тем, у кого нет огорода или дачи, будто бы и печалиться не стоит: как утверждает Воронежстат, в 2012 году покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения (в среднем за месяц) на рынке продуктов питания по сравнению с 2011 годом выросла по картофелю в 2,2 раза.
Или у вас есть другие виды на то, куда направить свои сбережения?
Николай СТАРЫХ
Источник: газета «Коммуна» № 55 (26077), 19.04.2013г.