Бутурлиновка

В доме культуры Клеповского сельского поселения есть исторический уголок – «Уголок русской избы».


buturlinovka-pechСоздать такое место предложила бывший директор дома культуры Надежда Крикунова. В течение нескольких лет вместе со своими сотрудниками она собирала материалы и экспонаты для комнаты, восстановленной под русскую избу. Часть старинных вещей в музейную коллекцию передали жители. Все неравнодушные люди были вовлечены в создание избы, кто-то приносил бабушкины вещи: вышитые рушники, прялку, чугунки, а кто-то реставрировал лавки, деревянные столы. Некоторые экспонаты ввиду их большой ценности пока в музее не выставлены

Первыми посетителями этой комнаты стали девчонки и мальчишки из кружков дома культуры. Ребят встретили женщины, одетые в традиционные костюмы Клеповского сельского поселения. Надежда Крикунова и Мария Жукова рассказали ребятам историю обычаев убранства русской избы, историю появления атрибутов и их предназначения в жизни русского человека.

– Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, где проживала большая семья и воспитывались дети, – начала рассказ Надежда Петровна. – Она являлась символом уюта и спокойствия. Ее внутреннее убранство было простым и удобным: стол, лавки, скамьи, стольцы (табуретки), сундуки.

Комнат в доме не было, поэтому все пространство разделялось по зонам с помощью тканевой занавески, которая отделяла
хозяйственную часть от жилой.


Душа дома

Центральное место в доме отводилось под печь. Она занимала почти четверть избы, и чем массивнее она была, тем больше тепла накапливала. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». Она служила одновременно и источником тепла, местом приготовления пищи, и местом для сна, а также использовалась при лечении от самых разных заболеваний. Печь – душа дома, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно поверьям предков, обитал хранитель избы – Домовой. В печке сжигали сор, так как его нельзя было выносить из избы. К ней пускали не каждого гостя, а если разрешали кому-то посидеть на ней, то такой человек становился особенно близким, желанным в доме.


Место домашнего
иконостаса

Печь устанавливали по диагонали от красного угла. Так называли самую нарядную часть дома. Само слово «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами. Согласно традиции, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.


Ладонь Богоматери

Как правило, в красном углу находился стол. Стол всегда был местом, где происходило единение членов семьи. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

Неотъемлемыми атрибутами русской избы служили кочерга, ухват, помело и хлебная лопата. В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В старину печная кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. «Ухватом» вносили в русскую печь чугунки. Прежде чем отправить чугунок в печь, его ставили на шесток около устья и подводили под его тулово рога ухвата. Они, как и горшки, были разных размеров, поэтому их много стояло у печи, их берегли, и они долго служили людям. «Помело» находится при духовой русской печи и предназначено для очистки шестка и пода. Помело служило только для печи. Употреблять его для каких-то других целей строго запрещалось. В старые годы, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную лопату на длинном черенке. Лопатой, сделанной из доски, сажали в печь хлеб. Хлебная лопата тоже требовала почтительного к себе отношения. Ее ставили только ручкой вниз.



Кут, чулан или прилуб


Напротив красного угла располагался «бабий» угол (кут). Там женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вышивали. На стенах располагались наблюдники – полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, над полавочником, размещали печной брус, на который ставили кухонную посуду и укладывали разные хозяйственные принадлежности. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, которая называлась «чулан» или «прилуб». Она являлась женским пространством в избе, где женщины готовили пищу, отдыхали после работы.


По полатям и сундукам

Небольшое пространство избы было организовано таким образом, что в нем удобно находилась большая семья. Это благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место. Мужчины работали, отдыхали днем на мужской половине избы, это передний угол и лавка около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине, возле печи. Спали на лавках и даже на полу. Под самым потолком избы, между стеной и печью, на особую балку настилали широкий дощатый помост – «полати». На нем любили сидеть дети — и тепло, и все видно. Всю домашнюю одежду и ценные вещи хранили в сундуках. Они были массивными, тяжелыми и достигали таких размеров, что на них можно было спать взрослому человеку. Сундуки делались на века, поэтому укреплялись с углов кованым металлом, такая мебель жила в семьях десятилетиями, передаваясь по наследству.

В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья. Под лавками хранили различные предметы, которые, в случае необходимости, легко было достать: топоры, инструменты, обувь и прочее.



В тепле и уюте

В русской избе было много ребятишек, и колыбель-люлька была столь же необходимым атрибутом русской избы, как стол или печь. Для изготовления колыбели использовали камыш, сосновую дранку, кору липы. Люльку вешали в задней части избы. В потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался «качок», на который и крепилась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а если заняты руки, ногой. Подвешивали колыбель к потолку потому, что там скапливается самый теплый воздух, а это помогает обогреть ребенка. Чтобы защитить дитя от сглаза, под люльку обязательно клали обереги. Над изголовьем вырезали солнце, в ножках – месяц и звезды, крепились разноцветные тряпицы, деревянные расписные ложки.


Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Они были единственным источником света в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали березу, которая горела ярко и не дымила. Пучок вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. В обстановке избы не было ни одного лишнего случайного предмета. Каждая вещь имела свое строго определенное назначение и традиционное место, что является отличительной чертой характера русского жилища.




Светлана ФИЛИППОВА
Фото автора

«ПРИЗЫВ» № 77 (12442) ВТОРНИК 18 октября 2016 г

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2023 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх