Районка продолжает рассказывать об особенностях речи наших земляков
Обозреватель «Призыва» собрала диалектную лексику тематической группы «семья». Во многих селах термины родства называ-
ются по-разному.
Для пузевцев и гвазденцев род, потомство – это родовина. А вот жительница села Козловка Мария Каширская свой семейный род назвала родословьей.
– Тады сямьищи большие были: семеро-девятеро детей, – рассказала Мария Федоровна. – У нас по папаниной линии тоже ребят много народилось, все были дружные. Любили в праздник собираться вместе, как отец Федор Григорьевич говорил. Песни пели, особенно протяжные, такие как «Вечер вечереет», «Выдали девицу замуж». Плясать любили «барыню», «краковяк». Матриной родни было меньше. У меня самой сын, дочь, четыре унука и две правнучки. Но поют все, наверное, удались в деда и бабу. По словам Марии Федоровны, после свадьбы муж ее привел в дом своего отца.
– Я с матриным приданым пришла, – вспоминает женщина.
– Свекровья моя добрая была, ладно мы с ней прожили 21 год, а со свекром – 38 лет.
Родительский дом Мария Каширская зовет родителевым. Колодеевцы и тулучеевцы – родительщиной. Что касается братьев и сестер, тут особых отличий не было. В основном везде это братка, братан, сеструха. Двойнята и близнецы почти во всех селах были «двойневые», а двоюродные родственники – двоеродными. Младшего сына в многодетных семьях зачастую называли последушком в Клеповке, Кучеряевке, а в Карайчевке – кормильцем.
Свою крестную мать жители в каждом селе именовали поразному. В Тулучеевке крестники обращались к ней «маманя», в Козловке «креска» и «мамаша», в Гвазде «хресная».
В некоторых селах нашего района женщин «кличут» по именам мужей. Это «Захарихи», «Федорихи», «Филихи». Или, как все в той же Козловке, всех членов семьи зовут по имени главы семейства – Гришины, Васины, Игнатовы.
Наталия МАРКОВА
Фото автора
«ПРИЗЫВ» № 78 (12443) ПЯТНИЦА 21 октября 2016 г.