Выигранные перья меняются на бутерброды, булочки и конфеты у других пацанов. Вражды с детдомовскими ребятами у нас нет, по праздникам мы приглашаем их к себе домой, дарим им подарки: тетради, карандаши, книги. В четвертом классе школьную форму мы уже почти не носим. Ходим в основном в вельветовых куртках и темных брюках. Девчонки носят в обычные дни темные фартуки, а в праздничные - белые.
Пионерский галстук приходится носить в обязательном порядке. Если кто-то из ребят приходит в школу без галстука, за ним посылают домой, но чаще его носят в портфеле или в кармане. Таким образом, появляется возможность избежать проверки домашнего задания, или прогулять урок.
Киреев Михаил Захарович - директор школы, Он преподаёт у нас историю. На вид он строгий и даже грозный человек, а на самом деле добрый и мягкий, Михаил Захарович участник Великой Отечественной войны, был ранен на фронте. Ходит всегда в красивом костюме с галстуком и носит прическу ежиком. Он кончил Воронежский государственный университет. История - предмет интересный и мы его изучаем с большим удовольствием.
У Михаила Захаровича своя система проведения урока. В начале он проводит опрос домашнего здания - два человека, затем изложение нового материала, а в конце урока, опять опрос и повторение уже вновь пройденного материала. Урок Михаил Захарович ведет строго по времени, держа в руке карманные часы. Однажды, на одном из уроков, в конце, чтобы он не успел еще кого-нибудь спросить, я задаю ему провокационный вопрос:
- «Почему у знамени древко деревянное?»
Он объясняет,.,
- «Понятно?» - спрашивает он, я отвечаю: «Нет».
Он не спеша и терпеливо объясняет ещё раз...
- «Понятно?» - я опять отвечаю: «Нет»,
Меня шумно поддерживает класс...
-«Так в чем же дело?»... «В шляпе» - отвечаю я...
В это время звенит звонок, урок окончен, никого спросить не успели!... Время удалось протянуть...
На следующий день, урок истории начинается, как обычно с oпроса... Михаил Захарович долго смотрит в журнал, словно выискивает кого-то и первым отвечать домашнее задание он вызывает меня, гоняет по всему пройденному материалу, задает вопросы на которые я просто не знаю ответа, хотя материал этот мы вроде бы и проходили. Я стою у доски понуро опустив голову... И так весь урок он опрашивает почти весь класс, правда оценки не ставит, но при этом, что-то записывает в свою отдельную тетрадку, интересно, что он в нее записывает?...
Я же сижу молча и понимаю, он - учитель, он - директор школы! Па перемене некоторые ребята высказывают мне свое неудовольствие и советуют больше не задавать такие вопросы...
В дальнейшем подобные провокационные вопросы учителям на уроках я больше не задаю. Наука Михаила Захаровича пошла мне впрок...
Серж Сандал. "ПУП ЗЕМЛИ" стр 88-89