В последнее время многие бутурлиновцы стали ездить по святым местам: в дальние и ближние края. Поездки туда на специальных автобусах организуют бутурлиновские храмы. Чаще других мест наши земляки посещают Белогорье, что в пяти километрах от Павловска на крутом берегу Дона, Косто­маровский монастырь у той же реки. Бутурлиновцев часто ин­тересуют вопросы, откуда в Белогорье появились пещеры, ове­янные легендами, кто и когда их создал. Хочется коротко от­ветить на эти вопросы, тем более Бутурлиновка имеет к тем местам некоторое отношение.

Основателем пещер является Мария Константиновна Шерстюкова. Она родилась в год основания Бутурлиновки - в 1740 году. После смерти мужа Мария вела распутный образ жизни, много пьянствовала. Для добывания денег занималась колдов­ством и ворожбой, поэтому не могла найти себе работу.

 

Дети с малых лет находились в прислуге у чужих людей. Жители Белогорья с презрением относились к ней. В 1795 году она одумалась и решила покаяться. Для испо­веди Мария пешком отправилась в Киево-Печерскую Лавру. Там мудрый монах посоветовал Марие вернуться домой, и вы­рыть пещеру для занятия богомыслием. После возвращения из Лавры она в корне изменилась. Вскоре у крутого берега Дона, в меловых горах, выбрала место для пещеры и присту­пила к тяжёлой работе. Киркой и лопатой долбила мел, с по­мощью лотка выносила его наружу. Оказалось, что в этом месте когда-то была пещера, уже заваленная. Возможно, здесь жили древние люди. Марие стали помогать другие жители Белогорья. Умерла Мария-пещерокопательница в 1822 году на 82 году жизни и похоронена возле пещер.

 

В 1817 году по указанию императора здесь решили пост­роить церковь во имя святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Потом в пещерах основали мужской мо­настырь. При нём имелась школа-приют на сто мальчиков, большой сад, хозяйство. Затем все разрушили.

Очень хорошо, что Бутурлиновский ЗАГС сохранил мет­рические книги церковных приходов нашего района. Это важ­ные исторические и человеческие документы. Из них при желании можно узнать данные о своих предках: в каком году, месяце и дне родились, имена родителей, какого сословия и вероисповедания. Кто был восприемником, фамилии священ­ников и диакона. В метрических книгах, заполненных, как правило, каллиграфическим почерком, можно встретить не­мало интересных фактов. Например, из записи по Успенской церкви села Козловки за 1895 год можно узнать, что здесь служил священником брат известного в стране собирателя песен, основателя русского народного хора М.Е. Пятницкого Сергей Ефимович. Его дочь Надежда Сергеевна работала в Козловке учительницей. Это была уважаемая в селе семья.

 

После того, как церковь отделили от государства, регист­рация актов гражданского состояния перешла к государствен­ным органам. Последние записи в метрических книгах окан­чиваются главным образом 1917 - 1919 годами и лишь в од­ной Михайловской церкви, что находилась в селе Великоар-хангельском, записи можно встретить даже за 1920 год.

 

Церковь в тот период играла важную роль в жизни чело­века. Стоит подчеркнуть тот факт, что семейные узы мужа и жены, не освящённые церковью, в дореволюционной Рос­сии не имели юридической силы, а дети от такого брака счи­тались незаконнорожденными. Необходимо заметить, что в последнее десятилетие после многих лет атеизма возрожда­ется церковное венчание, увеличивается число, принявших крещение. Большое многолюдье можно видеть в день Пасхи на всех городских и сельских кладбищах, где люди покло­няются праху своих предков.

 

А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2020 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх