В последнее время многие бутурлиновцы стали ездить по святым местам: в дальние и ближние края. Поездки туда на специальных автобусах организуют бутурлиновские храмы. Чаще других мест наши земляки посещают Белогорье, что в пяти километрах от Павловска на крутом берегу Дона, Костомаровский монастырь у той же реки. Бутурлиновцев часто интересуют вопросы, откуда в Белогорье появились пещеры, овеянные легендами, кто и когда их создал. Хочется коротко ответить на эти вопросы, тем более Бутурлиновка имеет к тем местам некоторое отношение.
Основателем пещер является Мария Константиновна Шерстюкова. Она родилась в год основания Бутурлиновки - в 1740 году. После смерти мужа Мария вела распутный образ жизни, много пьянствовала. Для добывания денег занималась колдовством и ворожбой, поэтому не могла найти себе работу.
Дети с малых лет находились в прислуге у чужих людей. Жители Белогорья с презрением относились к ней. В 1795 году она одумалась и решила покаяться. Для исповеди Мария пешком отправилась в Киево-Печерскую Лавру. Там мудрый монах посоветовал Марие вернуться домой, и вырыть пещеру для занятия богомыслием. После возвращения из Лавры она в корне изменилась. Вскоре у крутого берега Дона, в меловых горах, выбрала место для пещеры и приступила к тяжёлой работе. Киркой и лопатой долбила мел, с помощью лотка выносила его наружу. Оказалось, что в этом месте когда-то была пещера, уже заваленная. Возможно, здесь жили древние люди. Марие стали помогать другие жители Белогорья. Умерла Мария-пещерокопательница в 1822 году на 82 году жизни и похоронена возле пещер.
В 1817 году по указанию императора здесь решили построить церковь во имя святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Потом в пещерах основали мужской монастырь. При нём имелась школа-приют на сто мальчиков, большой сад, хозяйство. Затем все разрушили.
Очень хорошо, что Бутурлиновский ЗАГС сохранил метрические книги церковных приходов нашего района. Это важные исторические и человеческие документы. Из них при желании можно узнать данные о своих предках: в каком году, месяце и дне родились, имена родителей, какого сословия и вероисповедания. Кто был восприемником, фамилии священников и диакона. В метрических книгах, заполненных, как правило, каллиграфическим почерком, можно встретить немало интересных фактов. Например, из записи по Успенской церкви села Козловки за 1895 год можно узнать, что здесь служил священником брат известного в стране собирателя песен, основателя русского народного хора М.Е. Пятницкого Сергей Ефимович. Его дочь Надежда Сергеевна работала в Козловке учительницей. Это была уважаемая в селе семья.
После того, как церковь отделили от государства, регистрация актов гражданского состояния перешла к государственным органам. Последние записи в метрических книгах оканчиваются главным образом 1917 - 1919 годами и лишь в одной Михайловской церкви, что находилась в селе Великоар-хангельском, записи можно встретить даже за 1920 год.
Церковь в тот период играла важную роль в жизни человека. Стоит подчеркнуть тот факт, что семейные узы мужа и жены, не освящённые церковью, в дореволюционной России не имели юридической силы, а дети от такого брака считались незаконнорожденными. Необходимо заметить, что в последнее десятилетие после многих лет атеизма возрождается церковное венчание, увеличивается число, принявших крещение. Большое многолюдье можно видеть в день Пасхи на всех городских и сельских кладбищах, где люди поклоняются праху своих предков.
А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"