Бутурлиновка

Наталья Щеблыкина освоила многие виды декоративно-прикладного искусства

В последние десять лет Наталья Щеблыкина проживает в селе Хреновое. Родилась же она и выросла в соседнем селе Слобода. Сегодня ее творчество знакомо во всем нашем районе. Есть ее работы и за пределами Воронежской области.

В детстве творчество заменило подруг

Впрочем, четкой разделительной грани между Хреновым и Слободой не было и нет. Подружек в детстве у Натальи почти не было, так что основную часть времени девочка была предоставлена самой себе. Но если кого-то из малышей такое положение толкает на шалости и в конце концов оборачивается неприятностями, то в случае с Наташей все было с точностью до наоборот. У нее одиночество обострило творческие способности. Она лепила из пластилина игрушки и домики, зверей и птиц и все, что попадало в поле зрения. Увлекалась аппликацией и, конечно, рисованием. Скучать просто времени не оставалось.

Когда заканчивалось лето, отправлялась за природным материалом, благо родительский дом стоял рядом с лесом. Собирала каштаны и желуди, шишки и засохшие цветы, кленовые листья. Все эти трофеи затем резались, склеивались, раскрашивались. Наташа колдовала над ними, часов не наблюдая.

Так юной мастерицей создавался населенный сказочными героями мир чудес. Если требовалась доработка, девочка вновь и вновь принималась совершенствовать сделанное. В девочке развивались прилежание, усидчивость, терпение, целеустремленность.

– Если задумано что-то, то не надо откладывать на потом, – убежденно произносит Наталья Сергеевна. – Вдохновение нельзя выжидать. Оно в гости не приходит к тем, что ничего не делает. Надо самим двигаться ему навстречу. Шаг за шагом. В истинности этих слов я убеждаюсь на протяжении всей жизни. Впервые же я это поняла еще в детстве.

Дипломные подносы художницы были лучше заводских

Родители давно обратили внимание на способности дочери. Поэтому записали ее на художественное отделение Слободской школы искусств. Окончив ее, Наталья продолжила образование в Бутурлиновском училище. Разные предметы были в программе: графика, живопись, материаловедение.

– Практику проходила после второго курса в своей родной школе, – рассказывает Наталья Сергеевна. – Расписывала стены кабинетов начальных классов. В некоторых из них и сегодня после стольких ремонтов на стенах можно увидеть мою азбуку в картинках. Знания нам в училище давали крепкие, да и сами мы стремились постигать профессию не только на лекциях и семинарах. Лично я читала много дополнительной литературы и все заслуживающее внимание брала на вооружение.

Привычке этой следую и сейчас. Вспомнила Наталья Сергеевна о том, как сдавала дипломную работу:

– Мне предстояло расписать два подноса, а они продавались в магазинах только с рисунками. Приобрела я готовые изделия, замочила в тазике с ацетоном. Потом легко сняла фаб-ричный рисунок. Получив таким образом необходимые заготовки, принялась их расписывать.

Цветы и фрукты на темном фоне смотрелись очень эффектно. Знала я и технологию лакирования расписанного изделия. Словом, подносы получились лучше фабричных.

Привезла я дипломную работу в училище, а преподаватели не верят, что я сама так расписала. Я – в слезы. Очень расстроилась. Вечером позвонила маме, поделилась своими проблемами. Она тоже разволновалась, да так, что на следующее утро приехала в училище.

Впрочем, подтверждать авторство не пришлось. К этому времени преподаватели уже удостоверились, что я расписала подносы сама, без посторонней помощи.

Получила девушка из Хренового специальность исполнителя художественно-оформительских работ интерьеров и экстерьеров общественных и промышленных зданий и вернулась в родное село. Было это в 1994 году. Потом на два года уехала в Анну. А затем вновь вернулась домой и ухаживала за малолетней дочерью.

Ее холодный фарфор знают и в столице, и в ближнем зарубежье

В 1998 году Наталью Сергеевну приняли на должность преподавателя художественного отделения Слободской школы искусств, на котором до поступления в училище она училась.

Наталья Щеблыкина начала самостоятельно осваивать современные методики преподавания, постоянно работала над собой. В 2000 году она поступила на художественно-графический факультет Курского государственного университета. Через пять лет окончила его по специальности «Изобразительное искусство». Стала вводить в программу преподавания изучение современных техник декоративно-прикладного искусства – фелтинг, декупаж, коллаж и другие. В частности, занялась изготовлением изделий их холодного фарфора. Он очень напоминает настоящий. Из него Щеблыкина делает украшения. Потом ими декорирует фужеры и фигурные бутылки. Побывав в ее руках, они превращаются в настоящие произведения искусства.

– Изготовить холодный фарфор, конечно, проще, чем обычный – улыбается художница. – Но и этот процесс достаточно непростой и трудоемкий. Не раскрывая всех секретов рецептуры холодного фарфора, скажем, что в его состав входят и столярный клей ПВА, и глицерин, и картофельный крахмал, и другие компоненты. В определенных пропорциях часть их соединяется, потом положенное время держится на пару. При этом масса постоянно помешивается до однородного состояния. Сначала она напоминает кисель, потом – тесто. В холодильнике в закрытой посуде ее можно хранить до трех недель. Из нее лепятся узоры, цветы.

В массу, над которой, как средневековый алхимик, часто колдует Наталья Сергеевна, можно добавлять красители. После этого из нее можно лепить все, что захочется. Помимо холодного фарфора, декор изделий дополняется, как правило, объемными барельефами из текстурной акриловой пасты. Часто рядом с ними соседствуют наклеенные салфетки. Бумага намертво прилипает к изделию. Складки затвердевают, сливаясь с ним в единое целое.

– Мои знакомые и в Москву не раз заказывали холодный фарфор, и в Украину, и Белоруссию, – с гордостью произносит Наталья. Показала она и декоративные тарелки, украшенные точечной росписью. Тюбиками с контурами по стеклу и керамике производятся точечные касания по рисунку. Они могут быть золотые, разноцветные. Затем роспись покрывается акриловым лаком.

Художница осваивает новые техники Конечно же, пишет художница и картины, причем в разных жанрах – пейзажи, портреты, натюрморты. Наталья владеет и разными техниками живописи.

Пишет маслом, акварелью, пастелью. Четыре года назад на курсах повышения квалификации Наталья Сергеевна освоила фелтинг – сухое и мокрое валяние шерсти.

– Используются мотки натуральной овечьей шерсти, – говорит Наталья. – Когда валяние сухое, то отщипываются от пучка шерсти клочки. Затем специальными иглами с насечками шерсть протыкается множество раз. Приходится делать тысячи таких уколов. Каждый из них скрепляет между собой волокна. Постепенно они сбиваются в твердую форму. К ней добавляются новые клоки шерсти. Вновь над ними колдует игла, и у шерстяного шарика начинают расти уши, шея.

Показала Наталья две последние игрушки, сделанные ею в технике фелтинг, – зайца и кота сувенирных размеров.

Что касается мокрого валяния шерсти, то в этой технике создаются картины, а в Азии – даже ковры. Труд этот не менее кропотливый. Только тут используются не иглы, а либо ладони, либо скалки. Шерсть выкладывается по рисунку на пупырчатую пленку, спрыскивается мыльным раствором и подвергается механическому воздействию. Волокна скрепляются.

Умеет Наталья и вышивать. Она участница выставок «Педагог-художник», «Мир стоит на мастерах»; фестиваля «Русь песенная, Русь мастеровая». Она победительница областной выставки-конкурса «Неиссякаемый источник вдохновения», лауреат Всероссийского конкурса «Ангел вдохновения». Ее воспитанники становились лауреатами и дипломантами областных, всероссийских и международных конкурсов.

 

 

Владимир ПРОСКУРЯКОВ.

Бобровская районная газета  «ЗВЕЗДА»

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2023 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх