Бутурлиновка

Обозреватель газеты «Призыв» узнала у жительницы села Клёповка Анны Краевой, как жили её предки до революции

 

vizbe


Районка открывает новую рубрику, в которой будут публиковаться истории, связанные со старыми фотографиями.

Сегодняшняя фотография перенесет нас из 21 в 20 век. На ней изображена семья клеповского крестьянина Василия Макарова. Фотограф запечатлел большое семейство в 1913 году на Троицу. Фотография хранилась в семейном альбоме Владимира Сизинцева, жителя Бутурлиновки, правнука Василия Макарова. Фотографию он передал в наш краеведческий музей.

– Время словно замирает, когда смотришь на этот снимок, – говорит хранитель фондов музея Нила Прядунова. – Ведь это не просто фотография, это люди, время, обычаи. Для крестьян приезд фотографа в деревню – целое событие. Перед потомками они предстали в лучшем виде: нарядные! Женщины достали из сундуков праздничную одежду – поневы, сарафаны, бусы, монисто. Мужчины – рубахи и сюртуки. Детей тоже принарядили. Только вот обуви у детишек не было, летом они босиком бегали.

Историю этой старой фотографии поведала нам жительница села Клеповка Анна Краева, правнучка Василия Макарова по материнской линии. Она ее слышала от своей бабушки.

Дореволюционная крестьянская семья

– Тут семья Макаровых, сам хозяин с женой, женатые и неженатые сыновья, невестки, внуки, – рассказывает Анна Васильевна. – 32 человека, а остальные – городская родня, приехавшая на праздник. Вот слева, в первом ряду, женщина и ребенок. Они приезжие. Деревенские женщины в ту пору без головных уборов не ходили. Незамужние девчата в платках, а венчанные носили кички и шлычки – шапочки, к которым пришивали присборенный платок и завязывали на затылке тесемками. На ногах – праздничные чуники, вместо чулок – вязаные гетры. У мужчин надеты рубахи из домотканой льняной материи. Макаровы сами сеяли лен, обрабатывали, пряли и ткали холсты. Они были очень серые, их отбеливали: девки и бабы на пруду на больших камнях колотили грубую ткань. А потом рубелем гладили.

Поверх одежды видны кресты, их в то время принято было носить по несколько штук. Позже, когда начались гонения на церковь и священнослужителей, люди стали прятать и иконы, и кресты.

Анна Васильевна сказала что, на фотографии есть ее дед Алексей Васильевич и бабушка Пелагея Ивановна Макаровы. Дед – третий во втором ряду слева, а бабушка – четвертая в первом ряду слева, с грудным ребенком на руках. Пелагея вышла замуж в 16 лет, Алексею было 20. У них родилось 10 детей. В младенчестве умерли пятеро, в том числе и девочка Аня, которую мать держит на руках.

– Выжили Дарья, Ефросинья, Василий и Мария, моя мама, – продолжает рассказ женщина. – Василий потом погиб в Oтечественную войну. Все дети жили с родителями. Мальчики вырастали, женились и приводили в дом невесток. А девчат выдавали замуж, обеспечив приданым. Размещались все в большой избе, сделанной из бревен, не мазаной ни снаружи, ни внутри, крытой соломой. Комната была одна. Грудные дети спали в люльках, подвешенных к потолку, а ребятишки постарше – на печи. Там стелили дерюжки и тулупы. А взрослые на полатях, которые стояли в два, а то и в три яруса.

Дорогие сердцу люди

Макаровы жили дружно, в праздники устраивали игры, пели песни, мужчины играли на балалайках. Все плохое, по словам Краевой, началось в 30-х годах, когда организовывали колхозы, громили церкви. Дед в колхоз не пошел, остался единоличником. Со двора у них увели корову и лошадь со всей сбруей. Пришлось ему вступить в колхоз позже. До старости Алексей и Пелагея прожили в родной избе. А после их смерти в середине 60-х годов ее разобрали на бревна.

Анна Васильевна никуда не хочет уезжать. На месте старой усадьбы деда они с мужем построили дом и живут здесь. Очень дороги сердцу места, где прошло ее детство. Ведь Аня, полугодовалой девочкой, в начале войны вместе с матерью жила у бабушки и дедушки. Помнит женщина, как они жили, держали корову, лошадь, свиней, коз, гусей. Хозяйство было крепкое, семья много работала. Пелагея Ивановна была рукодельная, шила хорошо, ткань разноцветную привозила из Калининской области, куда яблоки ездили продавать. Яблок в саду деда было много, особенно антоновки. Их мочили в кадушках на зиму. Многому научилась Аня у своих родных. Хлеб печь, прясть, вязать, шить. И самому главному – любить родной край, как любили его ее предки.

Наши земляки спокойно смотрят в фотокамеру. И не знают, что через год начнется Первая мировая война, а потом революция. Придут голодные дни и тяжелые испытания для всех. Многим из семьи Макаровых не суждено будет вернуться в родной дом.


Наталия МАРКОВА
Фотография из фондов
Бутурлиновского
краеведческого музея
«ПРИЗЫВ» № 89 (12359) ПЯТНИЦА 4 декабря 2015 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2024 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх