А.Т. Докучаев. Поселок Троицкий
Эта книга рассказывает о почти вековой истории поселка Троицкий, событиях прошедших здесь, о людях разных поколений.
Троицкая церковь
Троицкий. В этом слове будто слышится мелодичный ко-локольный звон, который рождает добрые воспоминания о прошлом. Около ста лет это слово на устах тех, кто основал, родился или долгое время жил в поселке с таким названием.
Он выселился из Козловки, когда ей перевалило за двести лет своего существования, и она многое успела повидать на своем веку. Жители поселка разных поколений всегда знали свои родовые корни, знали, откуда они выселились. Знали, что название поселок получил от Троицкой церкви, из прихода которой шло переселение козловских крестьян на свободные земли, так как здесь ее уже не хватало. Однако историю церкви почти никто не ведает. А знать надо, как говорится, сам Бог велел. Ведь жизнь наших предков от рождения и до смерти была связана с церковью. Здесь они крестились, венчались, здесь проходило отпевание. И сейчас недалеко от места, где стояла церковь, находится кладбище, где нашли свой покой наши предки. Церковь являлась в то время духовным центром села, а священники самыми грамотными людьми. История церкви тесно связана с поселком Троицкий, поэтому хочется рассказать о ней поподробнее, опираясь на сведения воронежского ученого-историка, уроженца Козловки, большого знатока истории воронежских храмов и патриота нашего края А.Н. Акиньшина.
Первая каменная церковь в центре Козловки была построена в 1827 году взамен сгоревшей деревянной Никольской, стоявшей «У креста». Население Козловки в тот период росло быстро. Здесь проживало людей больше, чем во многих уездных городах губернии - около восьми тысяч человек. Одна Успенская уже не могла вместить всех желающих прихожан, да и добираться сюда с дальних окраин большого села было нелегко. Вот почему возникла необходимость в строительстве новой церкви.
В 1862 году крестьяне выбрали для нее самое высокое в селе место в двух верстах к западу от действующей Успенской церкви. Сразу же начались хлопоты по ее возведению. Храмозданная грамота была выдана воронежским архиепископом Иосифом 25 сентября 1862 года. Строительство велось семь лет. Летом 1869 года церковь освятили во имя святой живоначальной Троицы. Ее строительство обошлось сельскому обществу в тридцать тысяч рублей. Сумма по тем временам большая. В отличие от Успенской в архиве не сохранилась фотография Троицкой церкви. Однако точно известно, что она была меньше старой по размерам. Есть ее описание, которое дает возможность представить ее внешний облик.
Троицкая церковь имела вид продолговатой палаты, увенчанной одной главой. Иконы здесь имелись обыкновенного русского письма. Среди них ни древних,- ни редких не имелось. Кроме основного Троицкого, в церкви были два придельных престола во имя Покрова Пресвятой Богоматери и в память Тихона Святителя Задонского. Вот почему долгие годы советского периода в бывшем приходе козловчане отмечали престольные праздники - Покров и Троицу. Местность, где когда-то располагалась церковь, и теперь называют. «Троицкое». Это название прочно закрепилось в сознании людей, как память о прошлом.
С первого года строительства церкви в 1862 году в нее назначили настоятелем Василия Алексеевича Лебединского, родившегося в 1829 году в слободе Калитва, ныне Россошанского района. Его старший брат Иван(1822-1893) учился вместе с известным воронежским поэтом И.С.Никитиным. Позже Иван Лебединский станет митрополитом Московским под именем Леонтий. Высокопреосвященный Леонтий подарил Троицкой церкви, где служил брат, часть икон и богослужебных книг, о чем прихожане долго вспоминали с большой благодарностью.
В 1895 году отец Василий в память о скончавшемся брате Леонтии на собственные средства построил деревянное школьное здание, недалеко от церкви. Осенью того же года здесь начались занятия. Два учителя раздельно обучали мальчиков и девочек. По этому случаю осенью 1896 года из Воронежа в Козловку прибыл викарный епископ Владимир (Соколовский). При большом стечении жителей села он освятил новую школу. Сельское общество решило выделять на ее содержание по сто рублей в год.
Троицкая церковь, сложенная из кирпича и стоящая на самом возвышенном месте села, была видна с его самых дальних окраин. Восходящие лучи солнца, прежде чем коснуться земли, падали на сверкающий купол церкви. Издали казалось, что он висит в воздухе и плывет в небесной синеве. Колокольный звон эхом отдавался в соседнем Шиповом лесу. Волшебный звон притягивал к себе людей. Прихожане шли сюда с Озорного планта, Гавриловки, Дуная, Вышвыровки, со всех Самоволовок, Морозовки, Пажи, Кутка и других улиц тогдашнего села. Приход Троицкой церкви насчитывал 990 дворов, с населения 7560 человек. Он считался самым крупным в селе.
В 1881-1885 годах псаломщиком Троицкой церкви служил один из близких родственников известного поэта пушкинской поры А.П. Серебрянского, Андрей Дмитриевич Серебрянский. У него тоже была творческая жилка. В1884 году в «Воронежских епархиальных ведомостях» он напечатал первую статью по истории Козловки. В1908 году Василий Алексеевич Лебединский ушел за штат, прослужив почти полвека. Он остался жить в Козловке. В этом же году церковь стала двуштатной: два священника, дьякон и два псаломщика. Лебединского сменил в 1908 году Александр Михайлович Автономов (1872 - после 1917), который имел в семье пять дочерей. Вторым священником служил Василий Митрофанович Богатырев (1882 - после 1917). Он прибыл в Козловку из Бутурлиновки, где был дьяконом. Обязанности дьякона и псаломщика в Троицкой церкви исполнял Павел Тимофеевич Иванов (1854 - 1917). Он сменил Андрея Дмитриевича Серебрянского и жил в Козловке начиная с 1884 года. Еще одним псаломщиком в Троицкой церкви состоял Николай Николаевич Медведев (1878 - после 1936). Просфоры в церкви выпекала Александра Ивановна Александрова. Церковным старостой служил местный крестьянин Иван Алексеевич Лепехин. После 1921 года в Троицкой церкви появился священник Иван Аристов. К числу духовенства относился и заштатный протоиерей Василий Алексеевич Лебединский со своей семьей. С ним и его женой Александрой Ильиничной жил их взрослый сын Михаил, который имел свою семью. Другие сыновья Леонтий и Владимир жили отдельно и занимались земледелием. Дочери находились замужем. Старшая Лидия - за священником, младшая Анна за русским консулом в Манчжурии А.Т. Бельченко.
Василий Алексеевич Лебединский за многолетнюю службу был награжден орденом, что давало ему право на потомственное дворянство. Однако он не воспользовался этим правом, не изменил своего социального статуса, чем еще больше получил уважение простых прихожан.
Как известно, церкви в дореволюционной России имели свои земли. Троицкая церковь владела 33 десятинами пахотной земли. Ее притч обрабатывал своими силами и получал от собранного урожая 220 рублей дохода. На церковной земле стояла деревянная сторожка. Священник А.М. Автономов, псаломщик П.Г. Иванов имелисобственные дома, крытые железом. Остальные жили в наемных квартирах.
В 1892 году была открыта церковноприходская школа. На ее содержание сельское общество выделяла по 140 рублей в год. В этот период в школе обучалось 83 мальчика и 22 девочки. Такая школа имелась и при Успенской церкви, открытая раньше и позже при Вознесенской церкви, которая была построена в 1906 году. Тогда в селе проживало много грамотных людей. Церковь многое делала для их образования.
Одно время козловчане в качестве паломников совершали походы к святым местам - в Киево-Печерскую Лавру и даже в Иерусалим. Собирались в небольшие группы и отправлялись в долгий и далекий путь. Их звала любовь к Богу. Побывавшие в святых местах люди много интересного рассказывали своим землякам. Среди паломников были и те, кто стал потом первопоселенцем Троицкого. Они находились уже в пожилом возрасте, и еще помнили священников, которые благословляли их на святое дело. Многие первопоселенцы поселка получили крещение в Троицкой церкви. В этом можно убедиться, если полистать метрические книги, хранящиеся в архиве Бутурлиновского ЗАГСа. С волнением читал я книгу Троицкого церковного прихода, когда нашел в ней запись о рождении своих родителей.
Вот запись о моей матери за 1909 год:
«Александра рождена 19 апреля, 22 крещена.
Родители - Тимофей Васильевич Поротиков и его законная жена Мария Константиновна - православные.
Восприемники - Василий Дмитриевич Сенчихин и Федора Константиновича Рогатнева жена Мария Федоровна.
Священник Василий Богатырев с псаломщиком Павлом Ивановым».
А вот запись об отце за тот же 1909 год:
« 15 июня 1909 года родился Тихон.
Родители - запасной солдат Григорий Стефанович Докучаев и его законная жена Мария Петровна.
Восприемники - Николай Яковлевич Ермолов и крестьянская жена Мария Ивановна Неретина.
Крестил священник Александр Автономов с псаломщиком Павлом Ивановым».
Как видно, псаломщик один, а священники разные. Крещение родителей произошло через сорок лет, как стала действовать Троицкая церковь. Многие сверстники моих родителей и кто старше, и кто моложе прошли через эту церковь. Эти духовные связи не прерывались и в советское время, когда уже жили на поселке. В Козловку жители поселка постоянно ездили к оставшимся здесь родственникам на престольные праздники, где воспоминаниям о былом не было конца, в том числе и о священниках.
Похороны членов притча и крестьян-благотворителей нередко проходили в церковной ограде. Особенно пышными были похороны настоятелей. Так случилось и с Василием Алексеевичем Лебединским, который скончался 12 июня 1912 года. На его отпевание съехалось духовенство с многих сел бывшего Бобровского уезда. Во время воинствующего атеизма могилы священников не только забросили, но и разрыли. Притеснения церковников начались сразу после установления советской власти.
Последняя запись в метрических книгах Козловских церквей относится к 1917 году, а через два года здесь началась опись и изъятие церковного имущества. Сбрасывали колокола, забирали церковные ценности, не считаясь с мнением и чувствами людей.
В конце 20-х годов Троицкая церковь, как и две другие в Козловке, закрыли, а потом разрушили. Кирпич использовали для хозяйственных нужд. Церкви разрушили, но не уничтожили о них людскую память. Церковь оставила у наших предков глубокий след. Прихожане шли сюда и «в дни торжеств и бед народных», чтобы успокоить душу. Церковь воспитывала з людях духовную чистоту, высокую нравственность, оберегала от дурных поступков. Священники учили крестьянских детей грамоте, так как они считались самыми образованными людьми в селе.
Когда для атеистов исчез Бог, то все стало позволено, никакой преграды на пути к греховному не оказалось. Плоды этого безбожья мы пожинаем до сих пор. Это воровство и коррупция, убийства и беспредельная лож на всех уровнях. Бездуховность и безнравственность дают о себе знать.
В последнее время в стране снова начала возрождаться церковь. Все возвращается, как говорится, «на круги своя». Значит, будет возрождаться и здоровый дух наших людей.
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 3710
Из глубины веков
Жителей поселка Троицкий всегда интересовал вопрос: что было на этом месте до их прихода сюда? Интерес вполне понятный, так как здесь наблюдались следы человеческой деятельности. Это большая прорванная водой плотина некогда существовавшего пруда, рядом спиленные деревянные столбики, небольшой бугорок из битого кирпича, видимо, от фундамента здания, две воронки от бывших погребов, следы земляных работ и другое. Так что же тут было раньше до прихода сюда козловчан? В XIX веке в этих привольных местах располагались летние отгонные пастбища Хреновского конного завода, которые находились от него в 15-20 километрах. Здесь по вольным степям гордо бродили табуны кобылиц, резвясь на просторе. Для них тут имелись легкие постройки, навесы, пруд для водопоя, стоял домик табунщиков. Табуны не только пасли здесь, но и заготавливали сено на зиму. Кобылиц доили, молоко разливали в бутылки, которые хранили тут же в погребах. Сам завод был основан в 1778 году на землях, которые Екатерина I! подарила своему фавориту Алексею Григорьевичу Орлову, большому любителю и знатоку коневодства. Он и построил здесь конезавод. Подаренные земли составляли 180 тысяч десятин степи, из них только 3 тысячи распахивалось, 20 тысяч десятин занимал лес, остальное- пастбища. В мае 1818 года конезавод посетил царь Александр I и был поражен дрессировкой лошадей. В тот период здесь содержалось 6 тысяч лошадей, 50 тысяч овец и 8 тысяч голов крупного рогатого скота. Хорошо работал здесь управляющий В.И. Шишкин.
В1807 году А.Г.Орлов умер, наследницей имения стала его дочь Анна. Она не интересовалась хозяйством, и конезавод постепенно приходил в упадок. В 1845 году Анна продала его государству, а сама, будучи очень набожным человеком, ушла в монастырь под Новгород. Территория, где находились когда-то отгонные пастбища, опустели и ее стали называть Казенной степью. В этой степи," у Кумысного яра, до сих пор сохранились две воронки от разрытых погребов, в которых хранили бутылки с кобыльим молоком - кумысом. Вокруг погребов и сейчас можно увидеть разноцветные стеклянные осколки. Троицкие мальчишки много раз выкапывали из земли целые бутылки разного цвета с вогнутыми донышками и толстыми стенками. На стеклах бутылок, формой и объемом напоминающих «Советское шампанское», выдавлены слова «Хреновской кумысолечебный санаторий...» и дата. В основном зто последние годы XIX века. Вот почему балка (яр) называют Кумысная. Это название можно встретить на топографической карте. У яра были истоки производства кумыса. Ко времени переселения сюда козловчан тут оставался лишь домик табунщиков. Его купил зажиточный крестьянин Сушков. Во время коллективизации советские власти конфисковали домик, и использовали по своему усмотрению. Никаких других построек ко времени основания поселка уже не имелось. Широкая степь с высокими травами колыхалась под ветром. Отгонные пастбища ликвидировали, по всей видимости, в конце XIX века, когда заметно сократилось поголовье лошадей, и изменилась обстановка. Того расцвета, который имел конезавод при жизни А.Г.Орлова, уже никогда не было.
Место, где основали поселок Троицкий, называли Казенная степь, так как земли находились в ведении государства. Жили еще раньше в этой степи люди? - снова возникает вопрос. И ответить можно утвердительно. Если идти от Кумысного яра строго на запад вдоль балки Мечеть, то примерно в полутора километрах можно наткнуться еще на одни следы человеческой деятельности. Здесь на поле между поселками Троицкий и Веселый (ныне исчезнувший), можно найти обломки кирпича и камня, керамику, фрагменты хозяйственной утвари. По этой местности видно, что когда-то здесь были жилища и это действительно так. За сто с лишним лет до появления Троицкого здесь недолго существовал маленький поселок (не более 15 хат). Грунтовые воды здесь залегают глубоко и качество их плохое. Это обстоятельство вынудило жителей поселка перебраться к истоку речки Сухой Буравль на берег красивого озера. Это произошло в 1812 году. Таким образом, они явились первопоселенцами села Анновка, ее основателями. Затем в течение четырех лет шло его заселение из разных регионов страны. Старожилы Троицкого знали о судьбе исчезнувшего поселка и долгое время называли его Старая Анновка. Молодые люди уже не знают об этом. Давно пересохла речка Сухой Буравль, исчез и поселок Буравец, стоящий на ней. Сохранилась Анновка и озеро посреди нее. Когда-то оба населенных пункта входили в один Бобровский уезд, теперь они в разных районах. Но и сейчас иногда трудно определить, где кончаются земли одного района и начинаются другого. А так называемый анновский пруд одним рукавом вклинивается в бутурлиновские земли в километре от Троицкого.
Рассказывая о Троицком и его окрестностях, продолжим путешествие в глубь истории. Снова возникает вопрос: что было здесь много веков назад? Как выглядел наш край прежде, ступала ли тут нога древнего человека? Сотни и тысячи лет назад несколько иным выглядел ландшафт нашего края. Более половины занимали леса, значительно полноводнее были реки, плодороднее земля и разнообразнее растительный и животный мир.
Древние кочевники не могли пройти мимо такого природного богатства. Они, как степная ковыль, волна за волной прокатились по нашим краям, сменяя во времени друг друга. Они занимались охотой и рыболовством, бортничеством, разведением скота, который кормил их, обувал и одевал. Правда, подолгу не останавливались на одном месте: скоту требовались свежие пастбища. Поселок Троицкий, как уже не раз упоминалось, расположен на балке Мечеть. На ней же примерно на расстоянии пяти километров на запад стоит село Красное. Здесь Мечеть, согласно истории Боб¬ровского района, официально называется речкой. Много сотен лет назад, видимо, и в том месте, где теперь Троицкий, была речка, да обмелела и превратилась в ручеек.
Возле села Красное, что рядом с Троицким, археолог М.В. Цыбин обнаружил золотоордынский мавзолей. Он раскопан. Здесь же ещё раньше найдены останки знатного воина - колесничего абашевской культуры. Они найдены экспедицией исторического факультета Воронежского государственного университета. В захоронении рядом с останками воина найдены детали конской упряжи, поясные пряжки, другие детали. Возраст археологической находки составляет не менее трех с половиной тысяч лет. Возможно, когда-то в седой старине этот воин поил своего коня из родников Кумысного яра и балки Мечеть, которые были тогда значительно полноводнее. Вполне вероятно, что по нашим местам с гиком проносились древние скифы, о чем свидетельствуют их курганы в окрестностях Троицкого, оседающие от времени Не исключено, что проносились тут и полчища воинственных хазар. Их крепость находилась в пятидесяти верстах от поселка на берегу Дона, возле нынешних Лисок. Зто место известно сейчас как Маяцкое городище. Для хорошего коня, а у воинов они такие и были, это чуть более часа езды. Хазар вытеснили еще более воинственные желтолицые печенеги. Следов их пребывания найти внаших краях не удалось. А вот о половцах, потеснивших печенегов, можно сказать с уверенностью. Их следы обнаружены специалистами давно. Предположительно наши земли топтали орды половецкого хана Ельтукове. Дело в том, что возле Нижнего Кисляя, что недалеко от Троицкого, на кургане стояла каменная половецкая баба. Согласно обычаям древних кочевников, они совершали возле них религиозные обряды. Огромные полчища половцев вместе с десятками тысяч голов скота постоянно находились в движении. Зимой они кочевали с севера на юг, а весной с юга на север. Каменные изваяния, олицетворяющие божества, стояли обычно на путях кочевий, Возле них они делали остановку, поклонились им, совершали священные ритуалы, оставляли подарки. Огромная орда занимала большую территорию, так что под ее копытами была и Троицкая земля. Возможно, и она еще хранит свои тайны.
Половцев, как известно, разгромили и вытеснили татаро-монгольские орды. В конце 40-х годов XX века археолог В.П.Левашова возле уже упоминавшегося села Красное обнаружила мавзолей с гробницей - мусульманское захоронение- из обожженного кирпича, относящееся к эпохе татаро-монгольского ига, царившего в наших краях более трех веков. Село Красное выселилось из старинного русского села Мечетка. Здесь также были обнаружены археологические находки: наконечники стрел, керамика, древнейшие орудия труда позднего периода каменного века. Это говорит о том, что человек в окрестных местах жил еще в третьем тысячелетии до новой эры. Здесь же обнаружены остатки татарского поселения XIV века, оседлые татары жили здесь в глинобитных домах. Кочевники сгоняли сюда на продажу коней и скот, свозили товары. Были тут и русские пленники, которых готовили для продажи в рабство в другие страны. В поселке оседлых кочевников был мавзолей, где хоронили знатных татар. Кирпичные стены мавзолея были выложены цветными изразцами. Когда Золотая Орда распалась, и татаро-монголы покинули наши края, глинобитные постройки со временем развалились, и лишь мавзолей еще долго одиноко стоял в голой степи, как немой свидетель прошедших здесь событий.
Почти пятьсот лет существует село Мечетка. Многое видело оно на своем веку. Судя по историческим событиям, люди смело боролись за свои права в переломный период жизни. Может быть, поэтому, когда во всей округе закрыли или развалили церкви, тут еще долгое время действовала одна из двух церквей Она оказалась самой близкой из действующих тогда от поселка Троицкий. Вот почему жители поселка в большие религиозные праздники ходили сюда на богомолье. Возможно, из этого села перенесли название одной из улиц на часть поселка, назвав Оторвановкой.
Из приведенных выше фактов видно, что земли вокруг Троицкого еще задолго до его появления тысячи лет назад топтали кочевые племена, пили воду из наших родников, пасли здесь бесчисленные стада по бескрайним степным просторам, не знавшим плуга земледельца.
Нелегкой была жизнь кочевников. Она проходила в постоянной тревоге за свое существование. Межплеменные войны уносили немало человеческих жизней. Возможно, в одной из таких стычек и погиб воин-колесничий похороненный в этих местах. Прошли века. Многое изменилось в этих краях и как лишнее напоминание о седой старине говорят древние курганы с оплывающими от времени боками, их немало в округе. Они медленно, как бы нехотя, раскры-вают людям свои вековые тайны.
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 3498
Место на карте
Название поселка нельзя встретить не только на карте страны, но и области из-за своих малых размеров. Лишь на некоторых картах района можно найти его.
Поселок Троицкий расположен в 32 километрах к западу от районного центра - города Бутурлиновки у самой границы Бобровского и Бутурлиновского районов. Он находится на Окско-Донской равнине между двумя лесными массивами - Шиповым лесом и Хреновским бором. До первого примерно десять километров, до второго - около двадцати. Поселок на две части (планта) разделяет балка Мечеть, которая начинается в двух километрах от населенного пункта и тянется на несколько километров. На западной окраине поселка к Мечети примыкают Дьякон лог, Рогачева балка и Кумысный яр. В пределах самого поселка к Мечети примыкают небольшие пологие балки, названные по имени живших рядом селян - Тимохина, Тиманькова, Селезнева, Миляева.
Все эти лощины, балки и овраги, занесенные зимой снегом, в териод дружного весеннего снеготаяния давали столько много воды, -то ее огромный мутный поток с диким ревом несся по основной 5алке Мечеть к Битюгу и далее к Дону. Обе части поселка в этот период были оторваны друг от друга. Никакого сообщения между ними не имелось. Этот огромный поток в половодье не то, что перейти, к нему страшно было даже приблизиться.
Поселок как бы спрятан от внешнего мира в большой котловине, это хорошо видно с автотрассы у поселка Благовещенский. Троицкий виден оттуда в низине, окутанный, как всегда, легкой дымкой, словно накрыт голубой вуалью.
Окрестности поселка не могут похвастаться залежами полезных ископаемых, возможно, их никто не искал. И в самом поселке, и вокруг него есть немало залежей красной глины. Так называемые " глинища" имелись в разных частях поселка. Жители брали здесь глину для обмазки хат и сараев, ремонта печей. Наиболее предприимчивые люди пытались делать саманный кирпич. Недалеко от поселка есть залежи белой глины.
В балке Кумысной летней порой на поверхности ручья ежегодно наблюдалась похожая на нефть пленка. Особенно отчетливо виделась она на белом листе бумаги, если погрузить его в воду. Откуда она взялась, никто не знал. По всему видно, идет из глубины земли. Один местный житель об этом природном явлении писал куда-то письмо, но ответа не получил. Так все и осталось загадкой. Все это лежит, как говорится, на поверхности, а что спрятано внутри недр, никому не ведомо, так как геологическая разведка здесь не проводилась.
На вершине балки Мечеть, у Тимохиной лощины, всегда лежал огромный вросший в землю валун. Камень предстал еще в более внушительном размере, когда его попытались откопать и скатить вниз, но дело до конца так и не довели. Возможно, этот камень-валун и другие более мелкие принес к нам с Кольского полуострова последний ледник, который в наших краях остановил свое движение и началось его таяние. Поселок, как и весь район, миллионы лет назад был дном моря. Оно пять раз приходило и уходило. Лишним подтверждением тому являются многочисленные находки так называемого «чертова пальца», ракушки на дне оврагов, глина, а недалеко-меловые отложения. Балку Мечеть питают многочисленные родники, которые являются истоками речки Мечетка. Много родников в других балках и оврагах. Даже в засушливое лето тут никогда не пересыхали журчащие родники с чистой водой, а кругом зеленая трава. На балках сооружено три пруда. Один из них, самый крупный, несколько десятков лет располагается в самом центре поселка. В нем всегда водилось много рыбы, в основном карп и карась.
Судя по топографической карте, поселок Троицкий находится на высоте 130 метров над уровнем моря, а у поселка Пирамиды, откуда с грейдера идет дорога на Троицкий-200 метров. Таким образом, котловина, где находится Троицкий, составляет 70 метров. Несмотря на это вода в колодцах залегала глубоко и в ней чаще всего повышенное содержание соли. А вот в криницах по берегам балки Мечеть она была близко к поверхности и мягкая по свойству. Воду из криниц местные жители часто использовали и для питья, и на хозяйственные нужды. Чем объяснить разницу в качестве воды, жители не знали.
Земли в окрестностях поселка главным образом обыкновенные черноземы, часть типичные черноземы. Вокруг поселка несколько лесных полос. Наиболее крупная и давно посаженная находится у дороги, ведущей из Троицкого в Карайчевку на расстоянии трех километров. Ее заложили в самом начале 50-х годов, когда в стране осуществлялся Сталинский план преобразования природы. В тот период закладывались не только лесополосы, но и создавались орошаемые участки, строили пруды. Ближайшая от поселка река-Битюг, куда впадает река Мечеть (Мечетка), Если говорить о малых реках, то в окрестностях поселка находятся Озерки, Чита, Кисляй, уже исчезнувший Сухой Буравль. Ближайшее озеро находится в селе Анновке Бобровского района в семи километрах от поселка.
Для местности, где расположен Троицкий, характерна большая изрезанность балками и оврагами, богатых растительностью, которую жители использовали для сенокосов и пастбищ.
Климат в зоне поселка среднеконтинентальный. Среднегодовая температура воздуха составляет +5,8 градусов, средняя температура в феврале -12,8 градусов и средняя в июле +21,9 градусов. Продолжительность безморозного периода составляет 150 дней, снежный покров в этой местности держится 110 дней. Полное оттаивание почвы наступает в конце первой декады апреля. Вегетационный период длится 190 дней, из них период активной вегетации - 55 дней. Среднегодовое количество осадков составляет 435мм. Этого количества достаточно для питания сельскохозяйственных культур. Однако часто бывают засушливые годы, в среднем на каждые три года приходится один засушливый. Это по многолетним наблюдениям. Старожилы говорят, что в последние годы климат становится теплее, а зимы не такими снежными, какие были раньше.
Однако засушливые годы с такой же периодичностью посещают наши края. Местные жители за долгие годы работы на земле научились смягчать удар природной стихии. Это и соблюдение культуры земледелия, и чередование сельхозкультур, и полив. На своих приусадебных участках жители всегда выращивали неплохие урожаи овощных культур. Каждый двор имел колодец, поэтому воду для него всегда использовали для полива огурцов, помидоров, перца, других огородных растений. Воду в большие кадки обычно наливали заранее. Днем она нагревалась под жаркими лучами солнца, а вечером ее использовали для полива. Пустые кадки снова заполняли живительной влагой и так до тех пор, пока не созреет урожай. Никаких электромоторов и насосов не использовалось. Все делалось вручную. Труд нелегкий, но тот, кто не ленился, получал хорошие результаты.
Каждый двор держал скот и птицу. Навоз от них, предварительно перепревший, шел на удобрения, что давало неплохую прибавку урожаю. Иногда в качестве удобрения использовали золу. Так было до коллективизации и после нее.
Когда появились колхозы, то в них никогда не получали таких высоких урожаев, особенно картошки и овощей, как на приусадебных участках. Подругому и быть не могло, так как эти участки являлись для крестьян основным источником их существования. На колхозы никто и не надеялся. Вот почему земля на приусадебных участках всегда была ухожена, посевы в чистом состоянии, потерь собранного урожая никогда не наблюдалось. Свои народные методы использовали крестьяне в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. Практично и разумно вели они хозяйство.
А. Т. Докучаев поселок "Троицкий"
- Информация о материале
- Родительская категория: Город Бутурлиновка.
- Просмотров: 3651