Бутурлиновский любитель истории родного края Геннадий Охотников продолжает знакомить читателей районной газеты «Призыв» со своими находками об участии тылового города в освобождении воронежской земли от немецко- фашистских захватчиков.
— В июне 1942 года свой боевой путь в небе над воронежской землёй начала 2 воздушная армия, — рассказал Геннадий Михайлович. — 205 истребительная авиационная дивизия из её состава имела прямое отношение к Бутурлиновке. Командир звена 17 истребительного авиационного полка этой дивизии Фёдор Архипенко 4 ноября 1942 года в районе Бутурлиновки в паре с ведомым сбил один самолёт Дорнье (До-215). Это была его третья победа над воздушным противником. Архипенко пилотировал самолёт ЛаГГ-3. После по инициативе командира полка Николаенко он освоил технику пило тирования нового на то время Як-1. Убедился в преимуществах машины и наглядно продемонстрировал это в учебных показательных боях лётчикам, управлявшим западной техникой.
Истребительный авиационный полк успешно сопровождал штурмовики на боевые задания, выполнял разведывательные задачи. В своих мемуарах Архипенко рассказал: «Прикрывая штурмовиков, мы, лётчики-истребители, порой жертвовали своей жизнью, но обеспечивали нанесение штурмовых ударов по целям. При моих вылетах ни одного из самолётов-штурмовиков истребителям противника сбить не удалось, хотя зенитная артиллерия их сбивала».
По словам Архипенко, в 17 авиаполку к концу 1942 года остался один исправный самолёт ЛаГГ-3, на котором по очереди отправляли лётчиков на задания. Поэтому лётный и технический состав полка улетел с аэродрома Бутурлиновка в Иваново переучиваться на американскую «Аэрокобру». В Бутурлиновке образовалась группа из десяти Як-1, разросшаяся за счёт нескольких самолетов, доставленных лётчиками-перегонщиками. Фёдору Фёдоровичу поручили возглавить эту группу. По существу возникла третья эскадрилья из молодых лётчиков. В дальнейшем летчикам поступил приказ перелететь из Бутурлиновки поближе к Сталинграду. Задачи оставались прежними — прикрытие штурмовиков Ил-2. Командир дивизии Евгений Савицкий нередко требовал, чтобы ему на аэродром пригоняли Як-1, и он вместо английского «Харрикейна» вылетал без ведомого и вёл наблюдение за полем боя в районе Острогожска и в других местах.
Федор Архипенко в дальнейшем летал и на Як-7 и на «Аэрокобре». Провоевав с первого дня войны и до последнего. Он ни разу не был сбит. На счету Героя Советского Союза Федора Архипенко 44 воздушные победы, включая над асом № 2 фашистской Германии Герхардом Баркхорном. Он вошёл в десятку самых результативных лётчиков Великой Отечественной войны.
— Фёдор Фёдорович всегда умел выделять молодых и перспективных, — считает бутурлиновский краевед. — Именно из его рук получил диплом об окончании лётного училища Юрий Алексеевич Гагарин, будущий первый космонавт Земли. Командир дивизии Евгений Савицкий стал дважды Героем Советского Союза, маршалом авиации, а его дочь Светлана Савицкая дважды побывала на космической орбите.
Игорь КОВАЛЕНКО Фото из архива Геннадия Охотникова
газета «ПРИЗЫВ» № 33 (13019) ПЯТНИЦА 25 августа 2023 г