В селах Бутурлиновского района диалектные слова преимущественно относятся по своему происхождению к южно-русским.


В нашем районе преобладает талагайский говор, почти все жители и сел, и города, употребляют фрикативное «г». Но, тем не менее, говор в селе Пузево отличается от речи нижнекисляйцев, толучеевцев, колодеевцев, кучеряевцев и других селян. В Кучеряевке говорят на суржике – переходном языке от украинского к русскому. Пузевцам присуще «яканье» и отсутствие конечного «т» в третьем лице единственного числа – слезаЯ (слезает), отпадаЯ (отпадает), носЯ (носит).

Вот как рассказала о приготовлении творога жительница села Пузево Анна Стопкина:

– Ставишь молочкё у тёпленькюю месту, яно атстаитси, ссядитси, сымишь и воришь. Воришь недолго, а то не разжуиш, тада остывая и яво на ситу перекидываиш. А потом на марлечкю отжимаеш, остужаиш и готово. А вот у бабушки Светланы Поповой

из Клеповки своя речь:

– «Светкя, ну-ка домой!», – так звала меня бабушка Мария Тихоновна, рассказывает Светлана Ивановна. – Мне было девять лет, и мы играли в «хоронилки», и нам «не до молочкя». Вечером прибежишь, суп похлебаешь – и на улицу. «Что ты жижку матаиш?» – ругала меня бабушка, когда я отодвигала ложкой в супе лук и картошку.

Светлана Попова давно уехала из Клеповки, давно умерла ее бабушка, но осталось в речи легкое фрикативное «г». По ее словам, это не диалект, это узелок на память.

В Толучеевке говорят вместо брезговать «гребовать», пряник называют «жамкой», фасоль – «квасулей», кроликов – «трусами», компот – «изваром». Толучеевец Александр Вишняков лужицу во дворе называет «калюжей», растапливает не печь, а «грубку» и поднимается в дом «по приступкам» и по пустякам детей «не булгачит».

В Нижнем Кисляе остались единицы носителей местных диалектов.

– Местный говор сохранился у тех, кто переехал из сел Мечетка и Рахмановка, – поясняет пенсионер Владимир Иванов. –

Они говорят: «лей вАду на галавУ», «какей» вместо «какой», не «он», а «йон», его вещь называют «евОнной».

-Употребляя говоры, мы сохраняем удивительный мир – мир народных традиционных представлений о жизни. Ведь в говорах отражены вековые обычаи ведения хозяйства, особенности семейного уклада, старинные обряды.


Наталия МАРКОВА
«ПРИЗЫВ» № 21 (12386) ПЯТНИЦА 25 марта 2016 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2020 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх