Бутурлиновка

Василий Назаров отказался от паспорта, пенсии и прожил 104 года

Во время экспедиции по Русской Журавке один из местных старожилов рассказал нам о необычном человеке уникальной судьбы Василии Назарове, который родился в этом селении в 1902 году и прожил век в 104 года. Его родная внучка Александра, которая живет в Верхнем Мамоне, поделилась воспоминаниями о дедушке.

- Деда моего в кулаки определили лодыри, - говорит Александра, - из тех, кто палец о палец не ударит. Он сам начал вкалывать в 13 лет, когда в пятнадцатом году погиб в Первую мировую войну отец. В 18 уже женился, хозяйством обзавелся. До сих пор помню, дед Вася рассказывал про то, как осенью двадцать девятого началась коллективизация. Школу на выгоне окутали, словно платком, в кумач и написали: «Не нужен нам Христос – создадим колхоз». Вступить в колхоз даже не уговаривали, насильничать стали. В 1933 году сломали
хату и умыкнули на общественные нужды. В придачу сломали хлебный амбар и сарай и тоже свезли в колхоз.

После разора деда ненадолго оставили в покое. В тридцать шестом дали шесть месяцев принудительных работ, а 5 октября тридцать седьмого года пришли среди ночи журавские активисты: «Собирайся». Вот и весь разговор.  - Вины моей никто не до-
казывал, - говорил дедушка.
- Суда не было. Из Богучара  переслали на Мичуринск. Тамошняя тюрьма стала началом этапа в Сибирь.

Домой Василий Назаров вернулся из Сибири через десять лет, в 1947 году. Года два пас дворовое стадо. Потом работал по найму. Плотничал, ведерничал по деревням. Клал из камня сараи, рубил дома. Руки у него золотые. Столярничал. Вязал окна и двери. На долгом веку много освоил ремесел. В старости, когда силушки поубавилось, вел ряд  на пасеке, чеботарил – подшивал валенки, шил тапки, сотнями вязал дерезовые веники  на продажу. До самой смерти остался Василий Яковлевич вольным человеком. В колхозе не состоял ни одного дня.

Паспорт страны, которая его обобрала и сослала, не стал получать. Прожил и умер без паспорта. При хрущевской реабилитации Сибирь ему зачислили в трудовой стаж, которого хватило бы на двоих. Пожалуйста, получай пенсию. Отказался от государственных денег.
Позже власть решила полностью рассчитаться с жертвами репрессий. Ему полагалась денежная компенсация за десять лет ссылки. Большая сумма. Он вправе был потребовать вернуть ему дом, амбар, сараи – возместить весь ущерб, причиненный в те годы его хозяйству. Не соблазнился. Обиды не простил. Прожил век по совести и своему разумению и ушел несломленный со своей горькой правдой. Недюжинной силы был человек.

 

Верхнемамонская районная газета  "Донская НОВЬ"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2023 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх