Бутурлиновка

 АПК || Рынок захватывают крупные агрохолдинги, постепенно вытесняя с рынка фермеров и небольшие хозяйства

К вступлению во Всемирную торговую организацию Российская Федерация готовилась 17 лет и всё равно оказалась не вполне готова. Первый год работы отечественных предприятий по правилам ВТО высветил немало проблем. Особенно острыми они оказались в сфере АПК. Но в то время, когда многие производители заявляют, что теперь работать невыгодно и невозможно, сразу в нескольких регионах России десятки миллиардов рублей были инвестированы в организацию и расширение производства мяса индейки.

 В России, что скрывать, наблюдается бум производства мяса индейки. Тем интереснее было услышать мнение воронежского производителя Николая Гирчева, директора ООО «Вторая Пятилетка» - предприятия, которое занимается производством индейки аж с 30-х годов прошлого века.

- Как вы оцениваете растущее множество конкурентов?

- Стоит появиться чему-то интересному и успешному, тут же образуются последователи. Таков закон рынка, и ничего плохого в этом нет. То одна компания заявляет о производстве в 60 тысяч тонн индейки, то десяток других компаний поменьше обещают 5 или 10 тысяч тонн в год. То и дело разные губернаторы хвалятся, что в их регионе стартует «самый крупный проект в России». Что тут скажешь? Не исключено, что новички и их инвесторы просто не подозревают, насколько сложный и рискованный проект – производство индюшатины. Можно даже не говорить о том, что окупаемость его в два с половиной раза ниже, чем у бройлеров кур, а еще проблемы с переработкой, логистикой – тонкостей очень много.

 Изначально, когда на базе ООО «Вторая Пятилетка» мы создавали племзавод, то могли заложить любые виды производства, в том числе и реализацию товарного мяса. Но мы поставили другую цель – удовлетворить потребности близлежащих регионов в индюшином племенном яйце, суточном и подрощенном молодняке. Это и стало основной целью нашего предприятия, и сегодня мы готовы в любом объёме произвести яйцо и молодняк. Повторю – в любом.

 У нас есть производственные мощности, есть опытные кадры, есть свои наработки и круг постоянных покупателей. Однако если в прошлом году спрос был большой – все инкубаторные станции выстраивались в очередь за нашей продукцией, то в этом году картина обратная.

 Спроса нет, а все, кто брали по договорам яйцо, после второй третьей партии отказывались с формулировкой: «извините, нет реализации, продукт не востребован». Я хочу сказать, это не только наша проблема или недоработка – это повсеместный кризис сбыта.

Поскольку в этом году спрос на яйцо был мизерным, мы были вынуждены прекратить яйцекладку еще в мае, на месяц раньше обычного. Это стало для нас и моральным, и финансовым ударом, ведь мы потеряли запланированные доходы. Наше производство - специфичное и сезонное, основной цикл приходится на период с февраля по июнь, к нему мы готовимся все остальные месяцы. Но наши старания оказались напрасными – яйцо не востребовано. А навыводить индюшат, чтобы потом получить проблемы с реализацией, – невеселая перспектива.

- Как же так? Люди хотят индейку, производитель готов ее продать, а сбыта нет? Виновата торговля?

 - В том числе, и торговля. Вы попробуйте войти в сети, имея сезонный товар, – не получится. Тем более, что мы пока не в состоянии сдавать в магазины регулярно большие объемы. Да и цена на индейку – 350-400 рублей за килограмм – для большой части населения не доступна. Некоторые магазины соглашаются брать две-три головы в неделю – но разве это серьезно?

 Недавно к нам обращались специалисты Пензенской птицефабрики с просьбой помочь им со сбытом. Но чем я помогу? Чтобы входить в сетевые магазины, мы должны сначала переориентироваться на товарное мясо, построить новые корпуса, наладить углублённую переработку. Но мы хотим оставаться племенным хозяйством по своим направлениям. Неужели это невозможно?

 Нам трудно тягаться с крупными агрохолдингами, у которых до мелочей отработаны все производственные и логистические процессы. У них большие объемы, да и с финансами особых проблем нет. Нам же, небольшому хозяйству, даже кредиты с нынешней высокой процентной ставкой и залоговой базой не по карману.

 Я знаю, что многие фермеры готовы у нас молодняк на откорм, но банки без особого энтузиазма идут на сотрудничество, предлагая невыгодные кредиты. А нам бы таких фермеров побольше.

- Чтобы быть конкурентоспособным, нужно, в том числе, снижать себестоимость продукции. Вы ведете такую работу?

 - Всё, что зависит от нас, мы уже сделали: оптимизировали процессы, ликвидировали потери. Но рост тарифов на электроэнергию, газ и воду нам не победить. Цены растут, дотации не покрывают и десятой части расходов.

Мы думали увеличить объёмы производства и за счет этого снизить себестоимость, но анализ ситуации показал, что в одиночку нам не справиться. У нас есть возможность построить новые птичники, есть возможность реконструировать старые, но есть ли смысл в развитии? Будет ли прибыль?

 Сейчас у нас на реализацию выставлено 45 тысяч голов подрощенного молодняка, которых нужно срочно продать. Но желающих приобрести птенцов нет! И не потому, что качество низкое или падёж высокий – наши индюшата считаются одними из лучших в стране.

 Хорошо, что в последние годы мы реконструировали птичники, и теперь можем содержать нераспроданный «остаток». Но в наши планы не входило такое глобальное увеличение поголовья. Ко нечно, мы оставим часть птицы на маточнике, остальных будем пытаться реализовать.

 Но здесь возникает еще она проблема – высокие цены на корма. Пшеницей и ячменём кормить птицу нельзя – ей нужны полнорационные комбикорма. Если бы мы могли реализовывать индейку по достойным ценам, это не было бы проблемой. Но «потолок», который нам предлагают, – это 150 рублей за килограмм. Продавать индейку по таким ценам – прямые убытки.

 Удивляет и распределение субсидий, согласно которым индюшиное яйцо приравняли к бройлерному и посчитали десятками. Но ведь индюшиное яйцо – это штучный товар! И всегда при выделении государственной финансовой поддержки этот факт учитывался.

 Вообще, нельзя ставить знак равенства между бройлерами и индейкой. Любой сведущий специалист меня в этом поддержит. Оборот денежных средств на индейке гораздо длиннее – птенец выводится дольше, растет дольше, кормов потребляет больше, а дотации на затраты практически одинаковые. Это справедливо?

 Вспоминается одна мудрость: чтобы подкова начала приносить счастье, ею нужно сначала подковать коня, а по том пахать, пахать и пахать… Но, боюсь, без мер господдержки и конь нагрузку не выдержит.

Марина Калинина

Лискинский район, Воронежская область

Источник: газета «Коммуна»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2023 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх