Как только закончилась публикация материала по истории сел района, в редакции стали раздаваться телефонные звонки. Читатели предлагали свои версии происхождений названий сел. Вот что рассказал корреспонденту газеты Николай Масыч из села Масычево.
- Я коренной житель села. И отец мой жил здесь, и дед, и прадед, и прапрадед. Из уст в уста в семье Масыч передается предание, которое относится ко временам основания поселения.
Рассказывают, что графиня Бутурлина привезла несколько семей и предложила им обживать это место. Люди остались, начали обустраиваться. На сходе граждан однажды зашел разговор о том, как назвать это «стойбище».
И тогда кто-то выкрикнул из толпы в шутку: «А давайте сделаем так: кто больше горилки сейчас принесет, по его фамилии и хутор назовем!». Толпа одобрительно загудела. И побежали мужики домой за самогоном. Кто четверть принес, кто две, а Мирон Масыч - три не пожалел для такого дела.
Так и решили, быть селу Масычево, а нам - масычанами.
Мирон потом эту байку своему сыну Никифору передал, а тот своему - Никанору, а Никанор- Николаю.
А когда строилась железная дорога Таловая-Калач (в1896г.), филиппенковцы хотели, чтобы остановку пассажирского поезда назвали «Филиппенково», но масычан было больше (по словам старосты Павла Якименко только дворов в селе было более трехсот).
Церковь построили в селе, но ее снесли в 1930 году. Дома у Николая Артемовича ткацкий стан стоял. Сам изготовил, чтобы половики ткать и простую ткань для рубах, портков. Сами ведь коноплю и лен сажали, вымачивали, нити сучили, одежду шили.
Всех четверых детей обшивал сам. Такой был «Вячеслав Зайцев» - на все село!
У Николая Артемовича шесть внуков и восемь правнуков. Он им всегда рассказывает, как раньше жили, как дома в селе строил, как однажды старый дом валяли и он нашел под сволоком одну гривну 1742 года.
Рассказывает, как печки делали раньше: с широким дымоходом. Это чтобы когда снегом заметет до самой трубы, можно было по специальной лесенке, сделанной в дымоходе, выбраться на крышу и потихоньку потом откапываться, управлять скотину. Для таких целей специально корм припасали. А воду пили талую - из снега.
Кроватей не было. Спали на сене, на земляном полу, подстелив домотканную дерюжку, и ею же укрывались.
У детей такая забава была: на морозе кизяки (коровий навоз с соломой летом месили, в специальные формы раскладывали, сушили и топили печи зимой) обливали водой, примораживали к ним веревочки и получались такие ледянки-санки.
Ой, да сколько всего вспоминает Николай Артемович!
Николай ТРОФИМОВ.
Фото автора.
Районная газета "ПРИЗЫВ" 14.03.13
Филиппенково По сохранившимся сведениям в 1801 году в селе Филиппенково числился 251 двор с населением в 1457 человек. В 1926 году в селе образовалась первая коммуна. В 1929 году 60 единоличных хозяйств образовали колхоз им. Ворошилова. Одна из лучших тружениц колхоза Ефросинья Подгорная была делегирована в 1933 году на первый Всесоюзный съезд колхозников - ударников коммунистического труда.