Бутурлиновский народный театр драмы хранит и преумножает традиции русского национального театра.

ИЗ ИСТОРИИ ТЕАТРА
Драматический кружок, который вела бывшая актриса Борисоглебского драматического театра Аииа Бедина, стал центром притяжении провинциального городка Бутурлиновка.
Бедина была здесь и первая актриса, и главная героиня. Выступления проходили на сцене Дома культуры.
В 1951 году в городок приезжают бывшие актеры Ярославского драматического театра - супруги Ольга Ильинcкая-Деева и Степан Деев. Их приезд своеобразный творческий импульс самодеятельным артистам.

На сцене Ольга Александровна - душа и нерв спектакля. Небольшими яркими мазками вносила характерность и грациозность в образ героинь. Женственность, чистота, доброта были присущи ей самой. Удивительный срез провинциальной интеллигентности! Степан Яковлевич взрывной, темпераментный и импульсивный, нес в коллективе ношу хозяйственника, режиссера-постановщика, актера. Его купец Прибытков в «Последней жертве» Александра Островского, как образ удачливости, жадности и цинизма, памятен старожилам театрального искусства по сей день.

Творческий опыт актеров Деевых лег на благодатную почву. Несмотря на скромные размеры сцены, постановщики брали для своей работы пьесы, где было не только большое количество действующих лиц, но и часто меняющееся место действия. Таким спектаклем стала пьеса Бориса Лавренева «Разлом». Успех премьеры был настолько велик, что приехавшая на прием спектакля комиссия - актеры, режиссеры, театральные критики из Воронежа и Москвы - в один голос заговорили о ярком самобытном коллективе.

В 1959 году Бутурлиновскии самодеятельный театр
одним из первых в Российской Федерации получил
звание «народный».

ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ
Шестидесятые тоды XX века - это не только эпоха политической оттепели в стране, но и, прежде всего, открытость общения, доверительность, вера в прекрасное и светлое будущее. Вот эти чувства и несли своему зрителю актеры со сцены. Крепкая классическая драматургия звала людей не только на борьбу с классовым врагом («Как закалялась сталь» Николая Островского, «Любовь Яровая» Константина Тренева, «Беспокойная старость» Леонида Рахманова), но и учила, облагораживала, дарила радость общения («Последняя жертва» Александра Островского, «Женитьба» Николая Гоголя, «Стряпуха» Анатолия Сафронова). Коллектив заявляет о себе все активнее: его знают уже не только в самых отдаленных уголках района, но и за его пределами.

Театр приглашают на фестивали в Москву, Курск. К 10-летнему юбилею на областном телевидении идут съемки спектакля по пьесе Максима Горького «Васса Железнова».

Заканчивались шестидесятые годы, медленно, но все настойчивее на сцену выходят новые герои. Молодая выпускница Московского института культуры Галина Чистякова, приняв от своих учителей не только должность, но и впитав все лучшее, приведя за собой молодых, юных актеров, постаралась привнести свое слово, свою тему, вписать свое имя на скрижалях сценических подмостков. Обновляется афиша театра: Виктор Розов «Четыре кайли», Евгений Шварц «Четыре клена». Порадовал новыми работами бутурлиновских любителей драматического искусства и режиссер Борис Федореико. спектаклях «Платов Кречет» Александра Корнейчука, «Сохрани его тайну» Вадима Собко ярко и самобытно раскрылись актерские грани таланта Виктора Ковирова, Олега Уколова, Вячеслава Кобякова.

Середина восьмидесятых ассоциируется с таким понятием, как перестройка. Появляются новые герои. Так, автор Александр Гельман «выталкивает на сцену» свою героиню - нескладную, несколько плакатную, но такую, оказывается, необходимую нам именно сейчас, в период тех самых перемен. «Жанна Дарк» по имени Зинуля (пьеса Гельмана «Зинуля») так была нужна, как таран, чтобы пробить эту стену.

Актриса Нина Петрищева с первых фраз предстает перед нами в спектакле бутурлиновского театра драмы именно таким борцом с несправедливостью. Для нее (Зинули) если это правда, то она должна быть ПРАВДОЙ, а не подменой, которую можно употребить сегодня так, как кому захочется».

Карусель перемен закружила всех нас все быстрее и быстрее. Благо, были истинные ценности. Победа в той страшной, самой кровавой из всех мировых войн. Писатель, драматург Вячеслав Кондратьев оставил нам своих героев: это они - рядовые «Сашки» и лейтенанты «Володьки», - как маяки, светили, чтобы мы не сбивались с пути, а шли и видели истинные ориентиры.
Эта постановка дала возможность режиссеру говорить о том, что у него оудет не только свой театр, но и актеры, с которыми он будет говорить на «одном языке театрального откровения». В моей памяти всплывают сцены, где ярок в своей жесткости лейтенант Володька (Александр Деревянченко), светлая и наивная Юлька  (Нина  Петрищева), уже все знающий и понимающий Сергей (Евгений Климов). Что есть жизнь? И зачем она дана? Долг, честь, совесть - кажется, вечные темы. Но здесь, в этой работе, они были главными.


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
Классическое произведение, подобно лакмусовой бумаге, испытывает на профессионализм любого постановщика. Александр Островский - величина, глыба, целая планета, населённая людьми, героями, персонажами. «Свои люди -сочтемся». В этой работе сли-лись воедино опыт, молодость, желание покорить зрителей.

Некая музыкальность, легкость шла со сцены с появлением Марии Давидьянц - старейшей, острохарактерной актрисы. Как заботлива, добра и человечна маменька в прекрасном исполнении Полины Шакирзяновой! А каких драматических высот достигает в своем последнем монологе купца Большова еще одна величина нашего коллектива -актер и художник Иван Антонов! Эти люди первые когдато пришли мне на помощь, первые «отдались в руки» молодого, наивного, совсем неопытного режиссера в том дипломном спектакле «Чудак-человек» по пьесе Валентина Озерникова.

А какие необычные, смешные герои появились, запели, затанцевали в ярком и харак-терном рисунке образов в спектаклях «Прощай, конферансье» по пьесе Григория Горина, «Бабий бунт» по ранним рассказам Михаила Шолохова.

Огромная тяга к прекрасному, желание читать стихи, выходить на сцену, играть героев из других эпох вносит новые имена в деятельность театра. Это Татьяна Мухортова, Валерий Черных, Любовь Сердюкова, Вера Сачивко, Марина Пшеничникова.

Нельзя не сказать и о молодой поросли театра. При народном театре есть театральная студия. Репертуар ее пополняется такими спектаклями, как «Про Буратино» Сергея Белова, «Снегурушка» Михаила Бартенева, «Плюшевая обезьянка в детской кроватке» Марианны Яблонской, инсценированные рассказы Антона Чехова «Мальчики», «Ванька» и др.

Приходят и новые актеры: Дмитрий Масалов, Виктор Винокуров, Дмитрий Сбитнев, Елена Синицына, Дарья Антипина, Ярослав Архипов, Алексей Антонов, Эльвира Перепелицына.
Торопятся зрители на спектакль нашего театра. Раздаётся третий звонок, медленно гаснет свет в зале, открывается занавес, звучит музыка, освещается авансцена, появляются актеры, спектакль начинается...


Николай ВАКУЛА, режиссер народного театра драмы. Фото из архива театра.
Районная газета "ПРИЗЫВ" 27.03.12


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2020 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх