Автор: Александр Нечаев

С 1 января 2012 года вступило в силу постановление правительства РФ «О проведении технического осмотра транспортных средств», которое существенно изменило эту процедуру. Появились новые места проведения осмотра, другими стали условия, порядок диагностики. Изменилась и цена вопроса. Позавчера пункты осмотра начали работу по новым правилам. В их подробностях разбирался корреспондент «Берега».

Тема техосмотра у всех на устах уже больше года – с тех самых времен, когда президент обозначил тренд: процедуру нужно реформировать. Как конкретно, тогда никто не знал, и это вылилось для водителей в полгода «халявы» – во второй половине 2011-го техосмотр можно было не проходить. Параллельно шли бурные обсуждения нового закона, особенно в связи с передачей функции осмотра от ГИБДД к Российскому союзу автостраховщиков. Водители чуть не истерики устраивали, опасаясь, что стоимость процедуры вырастет в разы, без талона подтверждения государственного технического осмотра (ГТО) нельзя будет получить страховку, а коррупционная емкость сферы только возрастет – после того как в ней станут «рулить» не «сытые» гаишники, а «голодные» страховщики. Что-то из опасений оправдалось, что-то нет, а по каким-то вопросам ясности нет даже сейчас.

Действительно, техосмотр с этого года стал вотчиной Российского союза автостраховщиков. Именно эта организация будет аккредитовывать техцентры, предоставляющие услуги прохождения ГТО. Теперь это может делать любой автосервис, у которого есть необходимое оборудование и обученный персонал (список требований опубликован на сайте РСА). Понятно, что за короткий срок создать большую базу новых площадок техосмотра невозможно, поэтому предусмотрен переходный период сроком два года, когда услугу проведения ГТО будут предоставлять как и новоаккредитованные, так и бывшие «гаишные» техцентры. В итоге на территории Воронежской области осмотр будут осуществлять 39 организаций, из них 7 – в областном центре (см. под текст). Напомним, что привязка к месту регистрации ТС уже не действует и пройти техосмотр можно на любом аккредитованном пункте, в том числе и в другом регионе страны.

Изменились и сроки проведения ТО. Новые автомобили в возрасте до трех лет от проведения осмотра освобождены вообще, машинам от трех до семи лет на станции обслуживания необходимо будет появляться раз в два года, старше семи – ежегодно. Это не относится к грузовым машинам, автомобилям для обучения вождению, некоторым категориям транспортных средств со спецсигналами. Они должны посещать пункты ГТО раз в год. Раз в полгода установлена периодичность осмотра для пассажирского транспорта (в том числе и такси) и машин для перевозки опасных грузов. А вот на прицепы, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн, получать талон ГТО больше не нужно. Кстати, поговаривают, что от техосмотра могут быть освобождены автомобили возрастом до 5 лет. Но это пока только в проекте.

Все по талонам

Функция талона техосмотра теперь изменится. Фактически он потребуется только один раз – при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности. Причем талон на момент покупки полиса обязан быть не просто действующим, а истекающим не менее чем через 6 месяцев. Почему выбран именно такой срок – абсолютно непонятно, ведь застраховать авто можно и на год, и на 3 месяца (меньше сроки предусмотрены только для незарегистрированных автомобилей).

То, что техосмотр нужен лишь для страховки, уже привело к двум нововведениям. Во-первых, с 1 января 2012 года инспектора ГИБДД перестали проверять талон ТО, более того, его даже можно с собой не возить. И уж тем более пора забывать о старой советской привычке – клеить талон на лобовое стекло. Во-вторых, сами талоны станут обычными бланками, без голограмм, наклеек и иных средств защиты (пока, правда, выдают старые образцы). В правительстве рассудили, что если талоны не нужно возить с собой, то и подделывать их нет смысла. После того, как будет создана единая электронная база данных, от талонов вообще хотят отказаться. Страховщики смогут узнать о ГТО автомобиля в Интернете, бланк вообще потеряет актуальность. Курированием базы данных будет заниматься МВД, и, по идее, работы по ее созданию должны уже вестись. Однако даже если такая система в обозримом будущем заработает, маловероятно, что автолюбители смогут отказаться от талонов, ведь не у всех страховых агентов есть доступ в Интернет.

Привязка техосмотра к ОСАГО одновременно и самый прогрессивный, и самый скользкий пункт новых правил. С одной стороны, перевод техосмотра под крыло страховых компаний обосновывается тем, что они заинтересованы в честном прохождении ГТО, хотя бы потому, что у исправного автомобиля шансов попасть в ДТП меньше, чем у неисправного. Кроме того, на стороне страховщиков и тот факт, что по новым правилам предусматривается ответственность организации, проводящей техосмотр. Если будет доказано, что ДТП случилось из-за неисправности детали автомобиля, которая проверялась на ГТО, то страховая будет иметь полное право взыскать с проводившей техосмотр организации сумму компенсации. Правда, как заработает на практике такая мера и как часто она будет применяться, сказать пока невозможно.

С другой стороны, у страховых компаний появляется еще один «законный» способ мошенничества с выплатами. По новым правилам договор ОСАГО можно заключить сроком на год, когда техосмотра «осталось» всего полгода. Когда эти 6 месяцев истекут, у владельца возникнет соблазн не ехать на ГТО, ведь талон ему потребуется только перед покупкой нового полиса. Но если за эти вторые полгода он попадет в ДТП, страховая компания сможет отказать в выплате, мотивируя это тем, что у водителя нет талона ГТО. И хотя это абсолютно нелогично (почему из-за отсутствия талона будет в убытке пострадавший в ДТП водитель?), но законодательно такое возможно. Хотя стоит признать, что опасность остаться без выплат будет хорошим стимулом для водителей к тому, чтобы не ездить полгода без техосмотра и посещать станции ГТО с установленной законом периодичностью.

Дешево – плохо?

Самые большие опасения автомобилистов заключались в том, что стоимость ТО существенно увеличится. Резон в этом был, ведь теперь большинство операторов – коммерческие структуры, нацеленные на получение прибыли. Демпинговать и работать себе в убыток им смысла нет. В автомобильной среде называли разные суммы: и 2, и 3, и 4 тыс. руб. Но реальность превзошла все ожидания: техосмотр по новым правилам получается даже дешевле, чем раньше.

В прошлом году стоимость услуги высчитывалась так. Была одинаковая для всех регионов государственная пошлина (300 руб.), которая перечислялась в бюджет, и – собственно стоимость инструментального осмотра, которую назначали субъекты федерации и которая шла на оплату услуг техцентра. В Воронежской области такая плата для легковых автомобилей составляла 200 руб. То есть техосмотр в нашей области обходился в 500 руб. (если, конечно, проходить его самостоятельно и по закону).

По новым правилам госпошлина в пользу казны теперь не взимается, а вся стоимость процедуры идет на оплату услуг техцентра. Максимальный ее размер также отдан на откуп регионов. Перед самым Новым годом стоимость ГТО для легковых авто в Воронежской области была определена на уровне 330 руб. Причем это максимальная ставка, каждый пункт осмотра может ее снизить по своему усмотрению. Вот и получается, что у нас на «легковушку» техосмотр даже подешевел. Отметим, что не во всех регионах цены снизились. Но даже в Москве, которая оказалась самой дорогой, стоимость услуги осталась на прежнем уровне – 690 руб.

Несмотря на то, что тарифы спешно принимались перед Новым годом, а потом страна 10 дней отдыхала, по поводу цен уже успели высказаться все заинтересованные лица. Автомобилистов смутила очень низкая цена, Интернет наполнился слухами, что ее установили на короткий срок, до президентских выборов, а потом поднимут. Представители техцентров массово заявили, что подобные тарифы делают их бизнес нерентабельным (хотя нельзя не отметить, что снижение обес­печено в основном за счет отказа от оплаты госпошлины), и предрекли уход многих игроков с рынка. Даже чиновники из Мин­экономразвития, которые разрабатывали рекомендации для расчетов, оказались удивлены получившимися тарифами. На это указывают первые комментарии ведомства. Так что вполне возможно, что тарифы действительно будут пересмотрены, но как минимум несколько ближайших месяцев техосмотр будет стоить недорого.

Технический аспект

Немного изменилась процедура осмотра, а также список проверяемых агрегатов авто.

Всего диагностическая карта состоит из 56 пунктов. Все перечислять не будем, отметим нововведения. Отныне на техосмотре не будут проверять аптечку: ни комплектность, ни даже наличие (огнетушитель и знак аварийной остановки по-прежнему смотрят). Также на техосмотре должны перестать проверять законность установки ксенона, вот это плохо. Теперь ГТО даже теоретически не преграда для любителей «колхозного» тюнинга. Радует только то, что правильность светораспределения по-прежнему контролируется, так что «колхозникам» все-таки придется свой ксенон настраивать. Под «амнистию» попал и ручник (во всяком случае, в постановлении про него ничего не сказано), но штатную тормозную систему по-прежнему проверяют тщательно.

Есть и нововведение – теперь на техстанциях будут измерять не только токсичность выхлопа, но и его громкость. Предел шума – 96 дБ, так что с дырявым глушителем или переделанной сверх меры выпускной системой талончик не получить.

Установлен новый норматив времени осмотра: для легковых автомобилей – 30 минут, для грузовых массой менее 3,5 тонны – 32 минуты, для тяжевых грузовиков – 63 минуты, для пассажирского транспорта полной массой не более 5 тонн – 54 минуты, для тяжелых автобусов – 65 минут.

Есть небольшие изменения в списке необходимых документов. Как и раньше, требуются паспорт автовладельца и документы на машину (свидетельство о регистрации или ПТС плюс договор купли-продажи, если автомобиль еще не зарегистрирован), однако тем, кто проходит ГТО по доверенности, теперь не нужно ее заверять у нотариуса – достаточно простой «рукописки».

Стала ли процедура техосмотра проще и удобнее, мы поймем, только когда система устаканится и проявятся все подводные камни, но первые несколько месяцев обещают быть очень жаркими, ведь за талонами ГТО поедут все, кому в ближайшее время продлевать страховку.

Очереди обеспечены.

 

Газета «Берег».

 

Адреc пункта технического осмотра в Бутурлиновке:  г. Бутурлиновка, ул. Дорожная, 73

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бесплатные объявления Бутурлиновка

© 2009 - 2020 Бутурлиновка 777

X
^ Наверх