Наш 4 «А» класс МКОУ Бутурлиновская СОШ № 1 был приглашён на праздник, посвящённый народному костюму Воронежской области.
Праздник состоялся в Бутурлиновском краеведческом музее. Народный костюм Воронежской области поражает красотой и необычностью наряда. Ведущая Вера Сочивко познакомила нас с хранительницами этих колоритных нарядов — участницами фольклорного ансамбля села Пузево.
Пятеро женщин, одетые в народные костюмы, воссоздали образ ушедшей эпохи. Они не только рассказали о своих нарядах, продемонстрировали предметы и украшения, составляющие костюм, но и спели песни без музыкального сопровождения, которые раньше пели наши прабабушки, сидя за прялкой. На пузевских певуньях были надеты красные или малиновые блузы, украшенные вышивкой на плечах и запястьях, самобытный головной убор, расшитая красно-оранжевыми нитями понева. Понёва — женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом. Женский костюм дополняли синий или зелёный фартук, расшитый пояс. А ни груди манисты и каскад бус.
Нила Прядунова рассказала нам об истории возникновения народного костюма Воронежской области, его особенностях. Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха. Шилась она длиной до пояса из домотканой холстины, позже – из покупной фабричной ткани. Каждая женщина имела в своем сундуке целый набор рубах на любой случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного дня. Праздничные рубахи (обычно рукава, манжеты, подол, воротник) украшали тканьём, вышивкой, блёстками.
Понёвы Воронежской губернии по богатству и художественным качествам были самыми красочными нарядами из всех губерний. Ткань для понёвы изготовлялась вручную. В Воронежской губернии самой распространѐнной была понёва с чёрными клетками – «черноглазка», изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками – «синеглазки». Понёвы делились на праздничные и будничные. Самую нарядную понёву носили женщины в первый год замужества, до рождения ребёнка. Понёва украшалась ярко-красной вышивкой, а по подолу – широкой полосой лент.
Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и, согласно обычаю древних восточных славян, даже и не мыслился. С непокрытой головой, «простоволосой», женщина не показывалась ни на людях, ни на улице, ни даже дома. Наши героини пришли в кичах и продемонстрировали из чего состоит этот головной убор замужних женщин. Собственно кичка («волосник») закрывает волосы.
Сзади кички надевается «позатыльник» из бисера, а сверху — нарядная «сорока» из вышитой ткани. Бутурлиновская кичка, или «сорока», сохранила языческий элемент рогатости - две маленькие, похожие на пуговки, шишечки надо лбом, дань поклонения древней рогатой богине Мокоши, покровительнице женщин, домашнего очага и хозяйства. Молодые женщины, до рождения ребенка, носили кичку постоянно, после надевали её только по воскресениям и праздникам.
Поясу придавалось особое значение в традиционном народном костюме. Помимо утилитарного назначения, пояс имел магический смысл, служил оберегом, способствующим благополучию и приносящим удачу тому, кто его носит.
Женщина в таком наряде во время движения напоминала то лебёдушку, то паву. Недаром в русском фольклоре её приравнивают к жар-птице, величают голубкой сизокрылой, лебёдушкой, белой лебедью, утушкой луговой, павушкой, ласточкой-касаточкой. В древние времена представление о женщине у наших предков связывалось с образом птиц. Даже названия женских головных уборов, дошедших до нас, идут от названий птиц: «сорока», кика, кокошник и т.д. Костюмы, которые продемонстрировали нам исполнительницы песен из Пузево, являются праздничными. В музее мы увидели и повседневную одежду.
В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Эта традиция соблюдалась в некоторых селах вплоть до второй половины XIX века. Одежда пожилых людей не имела украшений и отличалась неяркими тонами. Согласно утвердившейся веками народной традиции вышивать рукава своей рубахи должна была сама девушка. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка. Оказывается, женский костюм был «говорящим»: по его деталям, элементам украшения можно было узнать замужем женщина или она вдова, сколько у женщины детей. Так, костюм незамужних девушек был не столь ярок и богат украшениями, девушки до замужества ходили в сарафанах или юбках, а выйдя замуж, надевали понёвы; рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Размер клеток на поневе указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе.
Желание сделать одежду красивой требовало огромного труда, терпения, фантазии. Именно здесь проявлялись вкус, дарование и мастерство женщин — крестьянок. Кажется, все краски лесов, степей, неба слились в этом поистине чудном творении рук человеческих. Примечательно, что праздник народного костюма состоялся в солнечный осенний день, когда в природе можно наблюдать буйство красок. Яркость цвета костюма Воронежской области, его контрастность и насыщенность обусловливаются своеобразием окружающей природы с её ярким и радостным «многоцветием».
Самым любимым цветом в воронежском народном костюме был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна-красна. Красно-оранжевый цвет назывался жёлто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад понёвы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом.
Яркий малиновый и нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зелёным или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, «горели», напоминая закаты и восходы солнца.
Зелёный цвет символизировал растительный мир: зелёные посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный. Умело разбросанные по одежде пятна зелёного цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.
Жёлтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх.
Чёрный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Чёрный цвет квадратов понёвы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчёркивает ритмическое повторение каждого цвета, создаёт определённый своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус её создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Чёрный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Чёрными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.
Таким образом, традиционный костюм представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры. Несмотря на стремительное изменение современного мира, народный костюм продолжает быть востребованным. Поиск своих корней побуждает молодое поколение изучать традиции своего народа. Ребятам было интересно на празднике. Они задавали вопросы. «Круче, чем у «Бурановских бабушек»», — дали дети свою оценку.
Костюмы пузевским певуньям достались от бабушек, мам. Этой одежде больше века. Пузевские мастерицы реставрируют костюмы, обновляют старинную вышивку современными украшениями. «А мне понёву подарила свекровь», — сообщила Тамара Путинцева. Тамара Ивановна много лет проработала учителем начальных классов в Бутурлиновской средней школе № 1, а выйдя на заслуженный отдых, уехала в село Пузево и увлеклась пением. Её пример доказывает, что творческий человек всегда найдёт своё место в жизни и достойное занятие. Женщины бережно хранят это наследие и дарят нам радость созерцания красоты, встречу с историей. пузевские певуньи заряжают оптимизмом, задором, увлекают своим творчеством. Хочется выразить благодарность организаторам и обладателям народных костюмов за встречу с прекрасным.
Татьяна Дерновая, учитель МКОУ Бутурлиновская СОШ № 1 фото Николая Евсюкова.