100 ЛЕТ ВВС
О нашем земляке Герое СССР Афанасие Кострыкине.
«Холодная война» оказалась самым длительным периодом советской истории, в течение которого неуклонно шла непрерывная мобилизация всех ресурсов страны для наращивания военной мощи.
Все виды Вооружённых Сил совершенствовали свою материальную базу, страна не считалась с затратами. В этот период Арктический архипелаг приобрёл особую роль. Страны НАТО привле-кала перспектива досягаемости с северных военных баз через Северный полюс центральных районов России. 840 стратегических бомбардировщиков США были го-товы нанести по 70 советским го-родам ядерные удары соответственно плану, утвержденному комитетом начальников штабов в середине 1948 года.
Ещё не было межконтинентальных баллистических ракет, СССР только готовился к запуску первого искусственного спутника Земли. Ставка делалась на дальнюю бомбардировочную авиацию. Аэродромы в Тикси, на Новой Земле, в Воркуте и Анадыре не имели бетонного покрытия. Поэтому сложность задач, стоявших перед дальней авиацией, была запредельной. Но службу здесь несли прославленные советские асы, готовые решать немыслимые задачи.
В 1955-1956 годах руководство группой по исследованию и боевому применению ВВС в Арктике возглавлял Герой Советского Союза полковник Афанасий Георгиевич Кострыкин.
С военных баз на северо-востоке Гренландии и канадского полуострова Лабрадор всегда были готовы взлететь самолёты с ядерными зарядами для нанесения ударов по городам СССР. Поэтому важнейшей задачей полярной авиации являлось немедленное уничтожение авиабаз потенциального противника по приказу высшего руководства. Нанесение ответных ударов по жизненно-важным центрам, расположенным в глубине его территории,относилось также к разряду задач повышенной сложности. В этой связи резко возрастала роль так называемых «аэродромов подскока».
Аэродромы в Заполярье теоретически оптимально подходили для таких целей. Отсутствие аэродромных твердых покрытий авиаконструкторы возводили в разряд непреодолимых препятствии.
Когда Микоян узнал, что бомбардировщики взлетают с грунтовых аэродромов, то назвал действия лётчиков варварством. И, действительно, нельзя было без душевного трепета наблюдать, как 180-тонные махины с двигателями в 50000 л.с. начинают разбег по грунтовой полосе, продавливаемой почти под фюзеляж. Но только такой инициативный подход советских лётчиков к решению неординарных задач поставил потенциального противника перед фактом неограниченных возможностей русской дальней бомбардировочной авиации.
Руководство Кострыкиным группой по исследованию и боевому применению ВВС в Арктике пришлось на завершающий этан крайне ответственного десятилетия, охватившею периоде 1947 по 1957 год.
В 1947 году состоялся запуск пер-вой советской баллистической ракеты Р-1. На 1957 год пришелся первый успешный старт советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Это обеспечивало возможность нанесения ядерных ударов по объектам на любой глубине территории про-тивника оез использования авиационной техники.
В стране начал создаваться новый вид Вооружённых Сил - Ракетные войска стратегического назначения. И в том, что в непосредственно примыкающем к этому периоду времени так необходимая стране исключительно высокая боеготовность ВВС в Арктике была реально достигнута, имеется немалая заслуга Героя Советского Союза Афанасия Георгиевича Кострыкина.
СПРАВКА
Кострыкин Афанасий Георгиевич - штурман 224-го бомбардировочного авиационного полка (Западный фронт), капитан. Родился 15 мая 1914 года в селе Козловка Бутурлиновского района Воронежской области.
Русский. В 1936 году окончил Бутурлиновский гидробиологический техникум.
Работал гидротехником в Борщёвском рыбсовхоэе (Богородский район Нижегородской области).
В армии с декабря 1936 года. В 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков-наблюдателей. Служил в строевых частях ВВС (в Ленинградском военном округе).
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Совершил несколько боевых вылетов на бомбардировщике СБ. Был награжден орденом Красной Звезды.
Участник Великой Отечественной войны. В 1941 -штурман авиаэскадрильи 10-го скоростного бомбардировочного авиационного полка(Ленинградский, Волховский и Донской фронты). В 1943 - штурман 224-го (с сентября 1943 - 126-го гвардейского) бомбардировочного авиационного полка (Северо-Кавказский, Западный, 3-й Белорусский и 1-й Прибалтийский фронты).
Совершил более 100 боевых вылетов на бомбардировщиках СБ и Пе-2. В 35 воздушных боях сбил лично три и в составе группы - восемь самолётов противника.
За мужество и героизм, проявленные вбоях, капитану Афанасию Георгиевичу Кострыкину Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В сентябре 1944 года убыл с Фронта в Военно-воз-душную академию, командный факультет которой закончил в 1948 году. Находился на штабных должностях в Государственном Краснознаменном научно-испытательном институте ВВС. В 1953-1955 - в Управлении боевой подготовки ВВС. С 1955 по 1956 годы-начальник группы по исследованию и боевому применению ВВС оперативной группы в Арктике. С f956 года - начальник штаба бомбардировочной авиационной дивизии. В 1959 году полковник Афанасий Георгиевич Кострыкин ушел в запас.
Жил в поселке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Погиб в автомобильной катастрофе 2 ноября 1961 года. Похоронен на Гребенском кладбище в Щёлково.
Полковник награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Геннадий ОХОТНИКОВ. Районная газета "ПРИЗЫВ" 28.08.12