100 ЛЕТ ВВС
Авиационный техник Иван Шурыгин в мае 1944-го года получил назначение в состав военнослужащих 169 авиационной базы особого назначения (АБОН).
Само название базы говорило о её необычном статусе. Шурыгин обладал серьёзной подготовкой по обслуживанию авиационной техники. Боевой опыт был напрямую связан с советскими штурмовиками 668 штурмового авиационного полка на Западном фронте. Здесь же предстояло проявить умение и мастерство перед союзниками по антигитлеровской коалиции.
АБОН создавалась для приёма американской и английской авиации. Аэродромный узел включал в себя полевые аэродромы Полтавы, Миргорода и Пирятина.
Здесь принимали Боинги В-17 («Летающие крепости»), Лайтинги и Мустанги.
Иван Шурыгин проявил себя опытным специалистом по обслуживанию вооружения иностранных самолётов. Участие в схватках с немецкой авиацией, повреждения от вражеского зенитного огня нередко выводили технику из строя. Шурыгин досконально освоил все тонкости работы механизмов авиационных пушек зарубежных систем Hispano и Madsen, пулемётов Браунинг М2, неуправляемых ракет М10. Всё это было его непосредственной специальностью, полученной в Тро-ицком военном авиационном училище.
Работа на аэродромах авиабазы продолжалась днём и ночью. Ведь через неё прошло более 1000 самолётов. Союзники СССР по антигитлеровской коалиции поставили перед собой задачу: разрушить и уничтожить все объекты военно-экономического потенциала врага. Но с аэродромов Англии, Италии и Алжира многие цели в восточных районах были вне досягаемости их стратегической авиации. Истребители сопровождения имели значительно меньший радиус действия, чем того требовали обстоятельства. Поэтому правительствам США и Великобритании потребовались понимание и поддержка нашей страны.
Стала применяться тактика «челночных» бомбардировок важных объектов противника. Объекты, располагавшиеся на востоке Германии и в некоторых оккупированных странах, продолжали действовать и выдавать военную продукцию.
Тогда возник план организации сквозных полётов из Англии, Италии и Алжира в СССР с попутным нанесением бомбовых ударов по военным объектам противника. Дозаправившись на советской территории и загрузившись бомбами, эскадра повторяла маршрут в обратном направлении.
Уже 6 июля 1944 года американские бомбардировщики совместно с советской авиацией нанесли сокрушительный удар по аэродрому Галац в Румынии.
С каждым днём деятельность аэродромного узла всё более актив изировалась.
В отместку 21 июля немецкая авиация обрушилась на авиабазу. 120 самолётов «Люфтваффе» штурмовали аэродромы базы.
В Полтаве и Миргороде были уничтожены и повреждены много американских самолётов. Сгорели 25 советских истребителей. Погибли 30 русских военнослужащих и трое американцев. Многие были ранены.
Иван Шурыгин в этот день находился в Пирятине. Он нередко сравнивал здешний ланд-шафт с родными местами в Бутурлиновском районе Воронежской области и находил немало отличий.
Аэродрому в Пирятине повезло больше, нежели другим. Довольно однообразная местность ввела в заолуждение немецких лётчиков, которые и сбросили боекомплект на пустующий запасной аэродром.
Акция противника не остановила союзников и вскоре «челночные» рейды продолжились.
В общей сложности на фашистов было сброшено около 2000 тонн бомб. Разрушению подверглись авиазавод в Рамеле (Польша), выпускавший «Фокке-Вульфы», нефтеперерабатывающий завод в Тржебине (Польша), оружейные заводы в г.Хемнице (100 км южнее Берлина) авиабаза Мелец (Польша), нефтепро-мыслы в районе Бухарест-Плоешти, аэродром вблизи Фокшаны (Румыния), аэродром Зилестия, венгерские сталеплавильные и ору-жейные заводы в Диос-жоре.
Сотрудничество американцев и англичан с советскими специалистами стало доверительным и многообразным. Американцы передали секретный образец высокоточного прицела д\я бомбометания с высоты более 7 км советской стороне. В свою очередь, союзникам разрешили доступ к образцам ракетного вооружения, которое удалось скопировать немцам и применять против американских самолётов.
Выработка эффективных мер противодействия была возмож-ной лишь при детальном знакомстве с советскими ракетами.
Командир базы с американской стороны Давид Ланкастер подписал «Благодарность русскому личному составу на аэродромах Полтавы».
Он отмечал: «Помимо прекрасной работы, проделанной на авиационной базе, надо подчеркнуть и дружественные от-ношения, сложившиеся между русским и американским личным составом. Боевые действия, проведённые в течение истекших месяцев с этой базы показали, что непонимание языка и различие обычаев не являются преградой для совместной дружной работы этих двух народов».
22 июня 1945 года последним покинул Полтаву бригадный генерал Вильям Ритчи. «Френтик» официально закрыли. В Европе отгремели последние залпы.
Фашистская Германия лежала, поверженная в прах. Но вторая мировая война ещё продолжалась.
Американской стратегической авиации требовалась авиабаза на советском Дальнем Востоке. И вскоре Иван Алексеевич Шурыгин вместе со своими сослуживцами оказался в пути через весь Советский Союз к дальневосточным рубежам.
Геннадий ОХОТНИКОВ. Фото Игоря Коваленко. Районная газета "ПРИЗЫВ" 23.08.12